Тут есть на чем сэкономить. В прошлом году через контрактную систему государство заплатило 5,3 триллиона рублей, если не считать заказы, составляющие гостайну. Эксперты постоянно твердят: значительная часть закупок - пустая трата денег.
Обсуждение для крупных контрактов (ценой свыше миллиарда рублей) уже обязательно, на этот счет действует приказ Минэкономразвития, но от него были освобождены так называемые закупки у единственного поставщика, которые обычно вызывают наибольшие вопросы. "Это самая закрытая сторона госзаказа, в частности, часто непонятна причина выбора единственного поставщика", - говорит руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки" Анастасия Муталенко. Теперь процедура обязательна и для этих контрактов.
Как рассказали "РГ" в Минэкономразвития, за 2015 год обязательное общественное обсуждение было проведено в отношении 323 закупок общей стоимостью более 1,03 триллиона рублей, за первое полугодие этого года - 219 закупок на сумму свыше 671 миллиарда рублей. В основном это капитальное строительство: дороги, мосты, метро, студенческие городки и т. д. По итогам 2015 года в результате общественных слушаний были отменены 12 закупок на сумму 28,1 миллиарда рублей.
И все-таки к далеко не каждому конкурсу есть по крайней мере один вопрос, хотя считается, что именно на строительстве легче всего заработать лишнего. О контрактах же типа "Создание роботов космического назначения для поддержки внекорабельной деятельности космонавтов" и говорить не приходится.
Зато скандальные закупки отменяются по результатам публикаций в СМИ - то автомобиль чиновники себе хотят слишком роскошный, то принтер им понадобился за несколько миллионов, то столы из ценного дерева... Причем нормативная база зачастую такие закупки позволяет, хотя здравый смысл подсказывает, что это нонсенс, когда, к примеру, руководитель убыточного ГУПа прописывает в деталях, какую машину в комплектации "люкс" он себе хочет говорит Анастасия Муталенко.
Но это миллионы, а на миллиардные закупки, как ни странно, общественность покушается редко, одна надежда - на ФАС.
Тем не менее, госзаказчики обсуждений побаиваются. Минэкономразвития выявило несколько случаев преднамеренного незначительного снижения заказчиками начальной цены контракта (до 5 процентов от установленного порогового значения) как способа избежать излишней гласности закупки. Для добросовестных заказчиков процедура полезна: можно поправить ошибку и избежать негативного резонанса, основанного на ложном толковании нюансов закупки со стороны СМИ или общественников, говорит Муталенко.
Чтобы усилить контроль над закупками, обсуждалась идея порог, при котором обсуждение обязательно, снизить, рассказали "РГ" в Минэкономразвития, но все же было решено пока его сохранить на прежнем уровне.
При федеральных закупках он адекватен, а для региональных стоит все же его понизить, считает Анастасия Муталенко. По ее словам, в последние годы каждый пятый регион так и поступил. Пенсионный фонд после вопросов по поводу своих зданий вообще решил выносить на обсуждение все контракты на ремонт и строительство отделений.
Порог для обязательных обсуждений снижать надо, но при этом они должны касаться только типовых вещей, понятных обычному предпринимателю, считает вице-президент "Деловой России" Николай Остарков. А в случае с уникальными объектами, если заказчик четко понимает, что ему нужно, скорее всего окажется, что исполнитель с надлежащими компетенциями может быть только один, и на самом деле только он и способен профессионально оценить закупку. Именно поэтому бизнес-ассоциации практически не интересуются контролем над крупными госзакупками, считает Николай Остарков.
Как же проходят обсуждения?
Не менее 20 дней закупочная документация должна быть открыта для замечаний в специальном разделе сайта госзакупок zakupki.gov.ru, и на каждое замечание должен быть дан ответ.
Потом заказчик должен организовать еще и очные слушания, на которые в первую очередь приглашаются те, кто оставил свои замечания на сайте госзакупок. В итоге заказчик либо корректирует закупку, либо ее отменяет.
Но может и просто проигнорировать все, что ему написали и сказали. Насколько такое решение обосновано, должна определить ФАС, куда уходят протоколы обсуждений.