31.08.2016 17:00
    Поделиться

    В ГИБДД рассказали о снижении числа ДТП с участием детей-пешеходов

    Статистика дорожно-транспортных происшествий - не сухие цифры, а тонны искореженного металла и множество человеческих жертв, причиной которых становимся мы, люди.

    К сожалению, мы часто забываем о том, что, даже выходя из дома в ближайший магазин, несем ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих. Достаточно просто переходить дорогу по пешеходному переходу, ехать на велосипеде или сесть за руль автомобиля, чтобы стать участником дорожного движения. Помните, что, пренебрегая элементарными правилами этого движения, вы можете навсегда загубить чужую жизнь. О том, что безопасность на дороге - дело каждого участника дорожного движения, в материале "Российской газеты".

    Факты - вещь упрямая

    Несмотря на то, что количество ДТП с участием пешеходов за последние десять лет существенно снизилось, статистика по-прежнему вызывает опасение: по итогам 2015 года процент ДТП, в которых пострадали пешеходы, составил 32% от общего количества (всего 58 221 происшествий), в них погибло 7 138 человек и было ранено 53 718. За первое полугодие 2016 года произошло уже 22 757 ДТП с пострадавшими пешеходами, погибло 2 346 человек и 21 413 человек пострадали. Подумать только, лишь за последние полтора года российские дороги унесли более девяти тысяч жизней пешеходов!

    Водители-лихачи, безалаберность пешеходов, выходящих на проезжую часть там, где этого делать нельзя, несоблюдение скоростного режима и правил перехода пешеходных переходов - все это становится причиной многих ДТП, в т.ч. известных и на всю страну. Так, например, недавно Москву потрясла информация о жутком ДТП на Волоколамском шоссе, в результате которого погибли три человека. Водитель автомобиля "Хендэ" сбил троих мужчин на пешеходном переходе. Нет, они не переходили дорогу, а, будучи в нетрезвом состоянии, просто сидели на проезжей части. Также среди аварийноопасных ситуаций эксперты отмечают движение по обочине, которое часто является причиной серьезных происшествий.

    Впрочем, в каждом регионе свой уровень аварийности. В 2015 году одни из самых низких показателей смертности пешеходов зафиксированы в Мурманской области. Во многом это заслуга местной власти. "Мы уделяем самое серьёзное внимание качеству дорог и сегодня нам необходимо проанализировать "очаги" аварийности и основные причины такой смертности, принять все возможные меры, чтобы сделать дороги максимально безопасными. Это забота и правительства региона, и министерства транспорта и дорожного хозяйства, и правоохранителей, и граждан", - отметила губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

    Роковые ошибки

    Человеческий фактор - основная причина аварий на дорогах, более 85% ДТП происходит по вине человека. Несмотря на то, что переход дороги является действием довольно простым, большинство участников дорожного движения регулярно совершают одни и те же ошибки, которые могут привести и часто приводят к трагическим последствиям. Согласно экспертной оценке Владимира Бахарева, шеф-тренера по защитному вождению центра "Движение без опасности", примерами таких ошибок участников дорожного движения являются:

    Со стороны пешеходов:
    • неверно оценивается ситуация относительно безопасности перехода дороги (у пешеходов нет инструментов для точного определения скорости и расстояния до автомобиля);
    • допускают ошибки при взаимодействии с водителем, стремятся показать своё преимущество на дороге;
    • не используют или используют неправильно световозвращающие элементы;
    • плохо знают возможности автомобиля и Правила дорожного движения Российской Федерации.

    Со стороны водителей:
    • неправильно выбранный скоростной режим (водители считают, что всегда успеют остановиться);
    • ошибки, допущенные при торможении транспортного средства (водители не знают, как правильно осуществлять экстренное торможение);
    • ошибки при наблюдении за дорогой и оценке ситуации (водители не видят пешеходов заранее, либо не готовы к их появлению на дороге).

    Указанные ошибки - порок взрослых, но дети, являясь и без того самыми уязвимыми участниками дорожного движения, часто берут с них пример. За 2015 год количество ДТП с участием детей-пешеходов увеличилось, однако в первом полугодии 2016 года наблюдается положительная динамика - есть снижение на 4,8% числа ДТП, на 17% числа погибших, на 4,1% числа раненых. Отсутствие "дорожной культуры" - одна из основных причин аварийности на дорогах. При этом Госавтоинспекция понимает, что невозможно воздействовать на нарушителей исключительно штрафами. Сотрудники ГИБДД работают над формированием культуры поведения на дорогах: проводят тематические рейды и участвуют вместе с педагогами в занятиях в детских садах, школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также автошколах. Но культуру не навяжешь извне, общественность сама должна проявить сознательность и приложить все силы к тому, чтобы снизить печальную статистику на дорогах.

    АНО "Движение без опасности"

    "Вопросы безопасности должны постоянно находиться в фокусе общественного внимания. Закрепить успех способно только непрерывное обучение. Важна комплексная работа со всеми участниками дорожного движения, начиная от обучения молодых родителей перевозке малышей и работы с детьми в детских садах, заканчивая регулярным информированием опытных водителей, - заявила Наталья Агре, президент Экспертного центра "Движение без опасности". - Уверена, такой системный подход, а также сотрудничество Госавтоинспекции, общественных организаций и бизнес-структур положительно скажется на уровне культуры на дорогах и, соответственно, приведёт к снижению аварийности в масштабах страны".

    Пешеходы-невидимки и Like для водителя

    Безжалостная статистика свидетельствует о том, что каждое третье ДТП с участием пешехода происходит ночью, а последствия ночных аварий значительно тяжелее. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост - водители просто не замечают пешеходов, так как большинство россиян в повседневной жизни не носит на одежде светоотражающих элементов и не задумывается об их необходимости. Так, по данным ВЦИОМ, лишь каждый третий опрошенный (36%) руководствуется данным аспектом при выборе одежды для ребенка.

    "Мероприятия по популяризации световозвращающих элементов, а также по организации их распространения и доступности для населения проходят во всех российских регионах. Применение световозвращающих элементов стало обязательным для пешеходов при движении по загородным дорогам в темное время суток" - отметил заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ Владимир Кузин.

    Также за последние годы было проведено немало социальных акций, направленных на подчеркивание значимости таких элементов - вроде бы простых и недорогих, но способных сохранить самое ценное - жизнь. Так, в рамках кампании по популяризации световозвращателей были проведена акция "Засветись!". А социально активная общественность провела свои мероприятия в различных регионах страны - флешмобы, вело- и мотопробеги. Все - с целью донести до общества в целом необходимость и самостоятельно заботиться о своей жизни.

    "Широкая разъяснительная кампания об использовании световозвращателей длится уже более года. За это время по всей России прошли десятки тысяч социально значимых акций и мероприятий - в местах массового притяжения людей, школах и детских садах, трудовых коллективах, в крупных городах и небольших населенных пунктах. В настоящее время работа по популяризации и распространению световозвращающих элементов продолжается во всех регионах страны, особое внимание уделяется работе с детьми, - отметил Владимир Кузин. - Вместе с тем ответственность за безопасность ребёнка на дороге несёт не только Госавтоинспекция, но и сотрудники образовательных организаций - учителя, воспитатели, и, конечно, родители. В их силах не только обеспечить детей световозвращающими элементами, но и контролировать правильность их применения".

    Дополнительно стимулировать общественность на соблюдение ПДД помогают и другие социальные программы "Пешеход, на переход!", разъясняющая правила перехода проезжей части, "Like водителю", "#ДобрыйЗнак", "#ДержиДистанцию" и т.д. Многие из них - интернет-проекты, а значит, имеют больший охват аудитории и попадают в зону внимания молодежи, которая нередко оказывается в числе нарушителей ПДД.

    Безопасность на дорогах ради безопасности жизни

    Роль гражданского общества в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения станет главной темой VI Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни", который пройдет в сентябре в Санкт-Петербурге. На первом заседании Оргкомитета мероприятия под председательством главы Совета Федерации Валентины Матвиенко был намечен круг вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на Конгрессе - это правовые механизмы повышения эффективности работы общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также различные формы гражданского участия в деятельности Госавтоинспекции и т.д.

    "Общественные организации в последнее время стали уделять значительно больше внимания предупреждению аварийности и обеспечению безопасности дорожного движения. Например, появляются новые структуры и новые формы работы, в ряде городов организуются движения против плохих дорог, неправильных парковок, активизировались отряды юных инспекторов движения. Также в некоторых регионах страны Госавтоинспекция тесно сотрудничает с казаками и казачьими дружинами, они вместе выходят на патрулирование, ведут широкую разъяснительную работу. Подобный опыт надо распространять и в других субъектах Федерации", - сказала Валентина Матвиенко.

    Во время заседания Оргкомитета Валентина Ивановна высоко оценила работу проходивших ранее мероприятий и результаты, которые были ими показаны. Она отметила, что решения предыдущих форумов "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" успешно реализуются, например, в законодательной сфере: рекомендации экспертов отразились на принятии важных законов, направленных на ужесточение ответственности для нетрезвых водителей, а также на совершенствовании системы взыскания штрафов. Более четко стали регулироваться вопросы движения на автодорогах тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, использование светоотражающих элементов пешеходами в темное время суток.

    АНО "Движение без опасности"

    "Важно, чтобы в ходе Конгресса состоялся многосторонний обмен опытом, а выступления были интересными и конструктивными. Следует заранее продумать и организовать прямые включения с регионами, прежде всего, наиболее успешными по обеспечению безопасности дорожного движения", - отметила председатель Совета Федерации.

    В преддверии этого события Госавтоинспекция запустила социологические опросы, цель которых - определить готовность общества к участию в решении проблем повышения безопасности на дорогах. Всего в опросах приняли участие более 30 тысяч человек. Готовность общества помогать власти оценивали на сайтах МВД России и Госавтоинспекции. На вопрос "О каких видах правонарушений Вы стали бы оповещать ГИБДД?" больше всего - 37% респондентов назвали факт управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, 26% готовы сообщать в контрольные органы обо всех увиденных правонарушениях. Самым удобным форматом для таких обращений большинство опрошенных считают специальное мобильное приложение.

    В Госавтоинспекции отмечают, что ведение постоянного и конструктивного диалога с участниками дорожного движения является одним из ключевых условий для снижения количества ДТП, а также числа погибших и пострадавших в них людей. Для того чтобы в обществе формировалась необходимая культура поведения на дорогах, следует не только совершенствовать законодательство и усиливать ответственность для нарушителей, но и поддерживать инициативы общественности.

    Материал подготовлен в рамках
    Федеральной целевой программы
    "Повышение безопасности дорожного
    движения в 2013-2020 годах"
    .

    Поделиться