06.09.2016 14:32
    Поделиться

    В Петербурге начала набирать популярность услуга каршеринга

    В Северной столице начала набирать популярность услуга каршеринга (англ. carsharing), то есть краткосрочная аренда автомобиля. Клиенты с восторгом говорят о преимуществах "почти личного" автотранспорта при отсутствии минусов его обслуживания. Власти Петербурга, ратующие за отказ от автомобилей при поездках в центр города, новое явление пока игнорируют.

    Для того чтобы воспользоваться услугой, пользователю необходимо заключить договор и внести гарантийный платеж с помощью банковской карты. После этого машину можно резервировать с помощью мобильного приложения или сайта компании, а можно встретить на улице, открыть и поехать. Доступ дает специальный магнитный пропуск. Заправить автомобиль поможет специальная топливная карта (ее оплачивает компания), она хранится в машине, там же - аптечка, страховка, необходимые документы.

    - Я пользуюсь услугами каршеринговой компании уже пару месяцев, - рассказала корреспонденту "РГ" петербурженка Марина Лодягина. - Это удобно, когда нужно заехать в несколько разных мест, к примеру, и намного дешевле, чем на такси. Дешевле обходятся даже просто поездки на работу, поскольку на ночь машину можно бесплатно оставить возле дома - с 22 часов до восьми утра следующего дня, в это время тарифицируется только пробег.

    Днем основная стоимость поездки складывается из двух показателей: время и километраж. Стоимость минуты - от двух до четырех рублей (за эти деньги можно покататься на мини-купере!), стоимость километра - 18 рублей.

    У Марины раньше была своя машина - старенькая иномарка. Когда она сломалась, чинить оказалось нерентабельно. Долгое время девушка собиралась купить новый автомобиль, а сейчас говорит, что, скорее всего, откажется от покупки. Для ее целей арендованных машин вполне достаточно. Единственное неудобство - оставлять их требуется в так называемой домашней зоне - район, где живет Марина, в нее пока не входит. Но компания-оператор обещает расширить границы.

    Разумеется, пользователь несет ответственность за состояние автомобиля, должен оставить бак заправленным, салон чистым, а корпус - без вмятин и царапин. Поэтому авто надо обязательно осмотреть перед поездкой. Мелкие повреждения покрывает франшиза в размере 30 тысяч рублей. Если ущерб больше и причинен по вине водителя-арендатора, стоимость придется покрывать из своего кармана. Штрафы или вызволение со штрафстоянки оплачивает водитель.

    Как правило, каршеринговые компании имеют собственный автопарк, эти машины брендированы - то есть имеют соответствующие наклейки-надписи, чтобы можно было быстрее опознать на улице. Однако сейчас набирает популярность еще одно направление каршеринга - краткосрочная аренда частных автомобилей. Тем, кому машина нужна только по выходным, уезжающим в отпуск или не пользующимся автомобилем по другим причинам можно "разделить расходы" на ее содержание с заинтересованными лицами. Обязательное условие - наличие страховки КАСКО. Здесь особенности немного другие: аренда оплачивается посуточно, договор заключают между собой арендатор и арендодатель, компания-оператор лишь помогает им найти друг друга - за небольшой процент от стоимости контракта. Этот вид услуги уже получил название "социальный P2P-каршеринг", и, по мнению ряда экспертов, государство могло бы дать ему преференции.

    - Частным автомобилям россиян, участвующим в программе социального каршеринга, просто необходимо разрешить ездить по выделенным полосам, - полагает Олег Грибанов, генеральный директор каршеринговой компании, - Понятно, что для этого нужно внесение изменений в ПДД. Пора пойти навстречу тем, кто эффективно использует уже имеющиеся авто в наличии, не закупая по 500 новых машин на государственные деньги в и без того забитый машинами город.

    По данным аналитиков, средний процент использования (соотношение времени, когда автомобиль заведен, к общему времени владения транспортным средством) составляет 11 процентов.

    - То есть 90 процентов времени транспортное средство используется не по назначению, но при этом продолжает тратить деньги владельца, - говорит Сергей Вислов, менеджер по развитию бизнеса. - По моему мнению, экономика будет постепенно переходить от модели приобретения средств к модели аренды средств, что доказывает мировая практика. Рост популярности программ операционного лизинга - явное тому подтверждение. Предполагаю, что уже в обозримом будущем мы будем не покупать автомобили, а приобретать абонемент на пользование ими.

    - Собственник авто класса Hyundai Solaris платит более трехсот тысяч рублей в год, даже если ездит по 40 минут по будням на работу и с работы и не всегда паркуется на платных парковках, - поясняет Станислав Грошов, генеральный директор еще одной компании - арендодателя. - С каршерингом эта сумма при тех же условиях составит не более 80 тысяч в год.

    Большинство экспертов сходятся во мнении, что каршеринг - не замена общественному транспорту, который власти сейчас так стремятся развивать в крупных городах со сложной дорожной ситуацией, а скорее дополнение, "второй автомобиль в семье". Однако повлиять на общее уменьшение трафика новая услуга все-таки может. К примеру, в Москве предоставляется льгота на парковочные места для каршеринговых компаний, и это делает поездки в зону платной парковки на арендованном авто более выгодными. В Петербурге зона платной парковки тоже есть, но подобных преференций власти пока не дают.

    Прямая речь

    Виталий Багаманов, управляющий директор финансовой компании:

    - Мировой опыт показывает, что в крупных городах есть тенденция развития так называемой экономики совместного пользования. Люди понимают, что не обязательно покупать многие вещи, если нет необходимости в их регулярном использовании. И каршеринг полностью укладывается в эту концепцию.

    Федеральные власти вряд ли будут принимать участие в продвижении данного сектора услуг, поскольку это противоречит другим важным государственным интересам, - например развитию автомобильного производства в стране. А вот городские чиновники вполне могут сформировать пакет мер, существенно повышающий привлекательность каршеринга. К примеру, выделение отдельных парковок для этого вида транспорта. Если другие транспортные средства не смогут ими пользоваться, для многих это станет стимулом, чтобы использовать каршеринг. Также может помочь какое-то налоговое стимулирование для компаний, занимающихся данным видом бизнеса. Но это уже малореалистичный сценарий, поскольку направление развития общественного транспорта значительно более приоритетно.

    Поделиться