"Шимон Перес покинул нас безо всяких мучений, - рассказал врач клиники, где именитый пациент провел последние часы. - Наши медики сражались за его жизнь и сделали все возможное, чтобы он не страдал и ушел достойно". Его последний жест был вовсе не политическим, но человеческим: еще при жизни Перес согласился стать посмертным донором своих органов, и "его роговицы глаз были пожертвованы тем, кто в них нуждается" - переданы в Трансплантационный центр Израиля. Похоронят девятого президента на горе Герцля в Иерусалиме 30 сентября. Накануне гроб с телом выставят на площади перед кнессетом, чтобы все желающие смогли проститься с Пересом. Ожидается, что на траурную церемонию прибудут многие главы государств и правительств, поэтому при министерстве иностранных дел страны заработал специальный оперативный центр для координации мероприятий. На похоронах ожидают президента США Барака Обаму, премьер-министра Канады Джастина Трюдо, бывшего американского главу Билла Клинтон и его супругу Хиллари, у которой в разгаре предвыборная гонка, принца Уэльского Чарльза, Папу Римского Франциска, а еще и представителей многих арабских стран - и это свидетельство того, какой след в истории оставил Перес. Показательно, что глава Палестины Махмуд Аббас написал в своем микроблоге Twitter: "Его смерть является большой потерей для всего человечества и для мира в нашем регионе".
Однажды Шимон Перес заочно ответил своим критикам, сформулировав политическое кредо: "Каждый политик должен отдавать себе отчет в соотношении прогнозов и реальности. Меня считают автором идеи "нового Ближнего Востока". Признаю себя "виновным". Я действительно мечтаю о новом Ближнем Востоке, где не будет вражды между арабами и евреями. Меня называли шарлатаном, говорили, что я торгую белыми слонами. Сегодня меня уже не интересует, что обо мне говорят. Я знаю свою миссию и выполню ее до конца". В далеком 1953 году 29-летний Перес стал самым молодым главой оборонного ведомства в истории Израиля, а в 2007-м, в возрасте 84 лет, получил желанный президентский пост и занимал его следующие семь лет. В самом начале политической карьеры молодой сионист стал правой рукой и ближайшим соратником первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона, что и определило его дальнейший путь. Несмотря на то, что Переса часто называли "политическим неудачником" из-за упущенных возможностей, он избирался в кнессет, входил в состав дюжины правительств, возглавляя МИД, Минфин, министерство транспорта, министерство по делам религий Израиля. Дважды - с 1984-го по 1986 год, а затем в 1995-1996 годах - Шимон Перес становился премьер-министром.
Именно он выступил инициатором создания израильского ядерного проекта и строительства реакторов в Димоне и Сореке. Пересу принадлежит важный вклад в создание военно-промышленного комплекса Израиля. В памяти потомков он останется как идеолог мирных переговоров с Организацией освобождения Палестины и автор концепции "мир в обмен на территории". При активном содействии Шимона Переса (он занимал тогда пост министра иностранных дел в правительстве Ицхака Рабина) в 1993 году в Осло были подписаны исторические соглашения между Израилем и ООП. Год спустя Перес разделит Нобелевскую премию мира с Рабином и вождем палестинцев Ясиром Арафатом. В мемуарах он будет вспоминать о том, как Арафат, однажды выступая с трибуны ООН, возвел руки к небу - и из-под традиционного арабского одеяния показалась кобура. Многие не простили Пересу рукопожатия с "врагом", но никто не осмелился бы сказать, что этот политик не боролся за "родину предков" так, как считал должным. И когда в 1995 году Ицхак Рабин будет застрелен, именно Пересу придется воплощать соглашения в жизнь.
Шимон Перес буквально стоял у истоков создания еврейского государства, которое было им выстрадано. Его семья переехала в Палестину в начале тридцатых годов, когда никакого Израиля не существовало и в помине. Родился будущий глава Израиля 2 августа 1923 года в польском городке Вишнева - сегодня это белорусская деревня Вишнево. Отец Семена Перского (так его звали при рождении) торговал лесоматериалом, а мать была библиотекарем и преподавателем русского языка. Она пела сынишке песни на русском языке, читала русские сказки. И сам он уже во взрослом возрасте не раз возобновлял изучение "языка Толстого и Достоевского", чьи романы Семе в детстве читал дед - раввин Гирш Мельцер. Дед оказал огромное влияние на мальчика. Давая последнее напутствие внуку, которого навсегда увозили в "далекие Палестины", Мельцер сказал так: "Оставайся евреем, оставайся человеком". Шимон всегда вспоминал его заветы. Если бы не эмиграция, Перес, вероятно, разделил бы трагическую судьбу деда и других родственников, которых заживо сожгли в синагоге во время нацистской оккупации. Уже в девяностые годы Шимон Перес дважды приезжал в Вишнево - поклониться могилам своих родных. И почему-то особенно вспоминал колодец, из которого семья черпала воду и который навсегда врезался ему в память.
Те, кому доводилось общаться с Пересом, говорят о том, что он до конца сохранял ясность ума, чувство юмора и интерес к жизни. Эта жизнь была неразрывно связана с политикой, при этом он обожал музыку, оперу и театр, увлекался немецкой философией, а главной страстью оставалась литература. Легко ли сказать - президент Израиля переводил на иврит Толстого и Набокова! Еще в четыре года он начал писать стихи, а будучи начинающим литератором опубликовал стилизованные репортажи в виде дневника женщины - разумеется, под женским псевдонимом. Друзья шутили, что женщин он всегда ценил. У Шимона Переса, овдовевшего в 2011 году (его женой была репатриантка из Украины Соня Гельман), осталось трое детей и шесть внуков. Их жизнь далека от политики: дочь Переса преподает лингвопсихологию, старший сын - агроном и ветеринар - основал школу собак-поводырей, а младший был летчиком, но потом ушел в бизнес.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"