Причем многие из них сохранились еще с советских времен, и их большую часть предполагается отменить.
Об этом шла речь на панельной сессии "Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора - между свободой бизнеса и благополучием граждан". Как подчеркнул Абызов, нагрузка на бизнес за счет этих архаичных и путаных норм исчисляется шестью процентами ВВП. "Наша задача - эти затраты радикально сократить", - заявил он.
Предложенная концепция, разработанная Открытым правительством совместно с профессиональными сообществами, ассоциациями предпринимателей и заинтересованными ведомствами, предусматривает восемь проектов, сгруппированных по трем базовым "целям" - человек, бизнес и государство. Речь идет не только о снижении административной нагрузки на предпринимателей и повышении эффективности госструктур управления. Главное - добиться за счет реформы госконтроля и надзора уже через два года сокращения на 10 процентов количества смертельных случаев, заболеваний и отравлений по контролируемым видам рисков.
- Мы планируем отказаться от так называемой "палочной системы" учета, когда эффективность органов контроля и надзора определяется количеством проведенных проверок и суммой взысканных штрафов, - сказал Михаил Абызов. - За основу будет взят риск-ориентированный подход. Основной показатель - снизилось ли число смертельных случаев, улучшилась ли положительная динамика.
Правда, по его словам, эту работу приходится начинать буквально с чистого листа, поскольку до недавнего времени не существовало современных методик "контроля за контролем", не имелось и статистических данных, особенно по регионам.
С 2017 года все органы контроля (надзора) будут обязаны публиковать в интернете единые реестры обязательных требований, предъявляемых к бизнесу.
Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов считает, что к рассмотрению проекта реформы контрольной и надзорной системы также необходимо привлечь специалистов минюста.
- Многие поддержат новый подход, что контролер должен не столько наказывать, сколько давать полезные советы, - считает он. - Но что на это скажут юристы? Не скажут нам, что это коррупция? Как может контролер сам решать, кого наказывать, а кого нет?
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин уверен, что реформа, о которой идет речь, назрела давно.
- Презентованные сегодня проекты необходимо увязать с глобальной стратегией, - полагает Шохин. - На мой взгляд, один из главных критериев эффективности правительства - это сокращение доли государства и увеличение участия малого и среднего бизнеса в российской экономике.