Организацию техосмотра предложили передать местным властям
Напомним, что установление такого контроля было в поручении президента. В результате появился проект поправок в закон о техосмотре, который предусматривает передачу функции аккредитации операторов техосмотра от Российского союза автостраховщиков федеральному органу исполнительной власти - Росакредитации.
Однако специалистам в этой области этого показалось мало. К тому же такая передача функций вызвала споры и в правительстве. В итоге сенаторы подключились к этому вопросу и возник альтернативный законопроект. В нем контроль, а также допуск к проведению техосмотра предложено передать местным органам власти. Пока это только проект, который никуда не внесен. Идеи обсуждались в кулуарах прошедшего в Санкт-Петербурге конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". В резолюцию форума вошло лишь предложение по усилению госконтроля за техосмотром.
Немного истории. Несколько лет назад правительство решило, что техосмотр в той ситуации - исключительно коррупционная составляющая. Его продавали направо и налево. Тем, кто пытался пройти его без денег, приходилось отстаивать огромные очереди. При этом весь контроль за этим процессом был в руках ГИБДД. В результате было решено забрать техосмотр у ГИБДД и наладить эту процедуру заново под контролем другой структуры. Такой структурой стал Российский союз автостраховщиков. Он должен был организовать систему аккредитации операторов техосмотра, а также контроль за ними. При этом наладить базу данных, в которую бы заносились машины, прошедшие ТО, должно было ГИБДД.
Все это было сделано. Результат виден сейчас невооруженным глазом. Техосмотр, по сути, стал еще одним налогом на автовладельцев, которые по-прежнему предпочитают его покупать.
Но только коррупцией это назвать уже нельзя - чисто рыночные отношения. А автомобили снова остаются без должного контроля.
Вот лишь немногие данные, которые были приведены в качестве подтверждения сложившейся ситуации. Большинство транспорта на наших дорогах уже в солидном возрасте. Легковые автомобили старше 10 лет составляют 47 процентов от всего парка легковушек. Более 10 лет насчитывает 61 процент парка грузовых автомобилей. Старше 10 лет - половина автобусов, передвигающихся по стране. Рекордсмены по количеству старой техники - мотоциклы. Почти 90 процентов - старше 10 лет.
В то же время количество аварий, погибших и пострадавших в них людей по причине технических неисправностей транспортных средств с каждым годом увеличивается. В 2012 году аварий по этой причине произошло всего 1028. При этом в них погибли 282 человека и получили ранения почти 1,5 тысячи человек. В 2015 году таких аварий произошло 2553. В них погибли 538 человек и получили ранения 3747 человек. За 8 месяцев этого года количество аварий из-за технических неисправностей транспорта составило 3265. Это почти на 130 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли 598 и получили ранения 4908 человек. Цифры наглядно говорят, что количество неисправного транспорта на дорогах растет.
Есть одно "но". Госавтоинспекция стала больше уделять внимания выявлению причин аварий. И если раньше инспектор бы указал в карточке о ДТП, что водитель просто не справился с управлением, то сейчас он обязан выявить все сопутствующие факторы. Начиная от рассыпанного на дороге гравия и заканчивая несработавшими тормозами.
Эксперты и с ними сенаторы считают, что передачей полномочий по аккредитации операторов техосмотра госоргану проблемы не решить. РСА успешно справляется с аккредитацией. Открытым остается вопрос контроля за деятельностью операторов. Поэтому они предлагают оставить за государством разработку методик расчета стоимости, а также требований к техосмотру и контроль за местными властями по исполнению законодательства. А право контролировать деятельность операторов предоставить некоему новому Союзу по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств.
Напомним, что сейчас порядок получения аккредитации носит уведомительный характер. Оператор отправляет в РСА пакет документов, на основании которого и принимается решение, допустить его к техосмотру или нет. В проекте закона Совета Федерации предлагается установить конкурсный отбор операторов.
Еще одна новация - установление ценовых пределов. Минимально и максимально возможных тарифов за техосмотр в зависимости от класса автомобиля для каждого региона.
Причем разница между минимальным и максимальным пределами должна быть минимальная - три процента, считают авторы проекта.
В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения скептически отнеслись к этому проекту. Главная претензия к нему, что он не соответствует поручению президента. А именно установлению государственного контроля за техосмотром.
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов считает, что проблема не в аккредитации и контроле, а в самом техосмотре. Сами люди не стремятся пройти техосмотр, а предпочитают купить его. Нынешняя единая автоматизированная информационная система "ТО" не обеспечивает безопасности данных, в том числе и личных.
По его мнению, необходимо ввести персонифицированную ответственность, чтобы было видно, кто вносит данные в базу данных и на каком основании. Таким образом убрать посредников между операторами техосмотра и автовладельцами.