Зачем Новосибирску десять тысяч платных парковок

Свыше десяти тысяч новых парковочных мест появится в Новосибирске. Первые 4,5 тысячи - уже весной 2017 года. Их планируют сделать платными.

Как сообщил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Сергей Райхман, это предусмотрено концепцией по организации единого городского парковочного пространства на улично-дорожной сети (УДС), которую он представил на заседании инвестиционного совета города.

- Цель проекта - снять проблему пробок в местах скопления автотранспорта, сократить число нарушений, упорядочить парковочное пространство, создать благоприятную и комфортную среду для всех участников дорожного движения, а также улучшить качество жизни горожан, - сообщил Райхман.

По его словам, анализ дорожной ситуации в городах, которые уже пошли по этому пути (Москва, Казань, Екатеринбург), показал, что с введением платных парковочных мест пропускная способность УДС увеличивается на двенадцать-пятнадцать процентов, число ДТП снижается на 25-60 процентов, а оборачиваемость машин на парковках повышается от трех до шести раз.

- Городской трафик перегружен в целом, а не только в центре. Люди каждый день едут с левого берега на правый, а потом обратно, хотя могли бы оставлять машину на перехватывающих парковках или на парковках торговых центров. Анализ ситуации показал, что в деловой части города автомобилисты, как правило, приезжают на работу утром и оставляют машину на восемь-десять часов. А жители, приезжающие в центр на короткое время, не имеют возможности припарковаться. Водители ставят авто на тротуарах и газонах, перегораживают путь детским коляскам и просто пешеходам, занятыми оказываются места для парковки инвалидов. В зимнее время водители вынуждены часто прогревать машины, что негативно сказывается на экологии. Неправильно припаркованные авто создают пробки, а зимой - дополнительные трудности при уборке улиц спецтехникой, - пояснил руководитель департамента.

Реализовать концепцию обустройства единого парковочного пространства ее разработчики предлагают в три этапа на условиях муниципально-частного партнерства. Машиноместа будут обустроены в семи территориальных зонах. Первая будет расположена в центральной части города: ее ограничат Южной площадью, улицами Писарева, Советской и Семьи Шамшиных. Платными планируется сделать порядка 4,6 тысячи машиномест, то есть пятьдесят процентов от общего числа. Для этого установят 34 паркомата, свыше тридцати электронных табло, 24 видеокамеры.

По предварительным расчетам, стоимость парковки одной машины в час составит от тридцати до сорока рублей. Для сравнения: оставить машину на весь день на перехватывающей парковке на железнодорожной станции "Сеятель" Новосибирска обойдется в пятьдесят рублей, в Кемерове - от шестидесяти до ста рублей в сутки. Восемьдесят рублей в час платят автомобилисты Москвы за парковку в зоне, ограниченной Бульварным кольцом, и шестьдесят рублей - в зоне Садового кольца. Как отмечают эксперты, парковки за границей преимущественно платные. Так, в Берлине за оставленный на парковке автомобиль с девяти до восемнадцати часов потребуется внести один-два евро за час, в зависимости от места стоянки.

По мнению директора юридической фирмы "Рябинина, Зиновьев и Крестьянов" Алексея Крестьянова, раз уж муниципалитет пошел на организацию платных парковок, то тарифы следует дифференцировать.

- Стоимость парковки в центре и на окраинах города должна быть разной. То же самое касается времени пребывания на стоянке. Например, в аэропорту Толмачево первые пятнадцать минут бесплатно, а затем плати за каждый час. Еще один критерий - площадь, занимаемая автомобилем. У одних микролитражка, у других - громадный внедорожник. Также в стоимость парковки можно ввести плату за "порчу воздуха". Можно вводить повышающий и понижающий коэффициенты, - полагает Крестьянов.

- Вначале мы говорим о едином тарифе для всего города, но в дальнейшем возможно использование более продвинутых технологических решений, которые позволят учитывать время суток, время парковки, доходы населения и трафик, - пояснил представитель одной из компаний-инвесторов Максим Свириденко.

В мэрии сообщили, что в ноябре этого года состоится конкурс, по результатам которого будет определен инвестор первого этапа проекта. В числе заинтересованных - компании из Новосибирска и других городов. Звучат предложения инвестировать 500-700 миллионов рублей в оборудование платных парковок. Но, в любом случае, все решит конкурс.

- Сегодня есть вопросы к финансовой модели: за счет каких средств сформируется парковочное пространство, каким образом распределятся собранные средства, будут ли платить за парковку те, кто работает в центре, и жители близлежащих домов, - отметил депутат горсовета Игорь Салов.

Как показал проведенный среди горожан опрос, половина из них не собирается отказываться от поездки на работу на личном автомобиле. Эксперты уверены, что нужна общая концепция развития транспортного комплекса мегаполиса и улучшение работы общественного транспорта.

- Мы будем думать о создании перехватывающих парковок, но, конечно, не в центре города. Это уже невозможно сделать ни географически, ни физически. Потому что в центре и возле станций метро таких мест нет. Будем развивать перехватывающие парковки на подъезде к городу. Параллельно необходимо совершенствовать работу общественного транспорта, обновлять подвижной состав. Все взаимосвязано, - поделился планами Сергей Райхман.