Почему нелегальные таксисты в ДФО не сдают позиций
Везет - не везет
С нелегальными таксистами в Хабаровском крае власти борются давно и безуспешно. Видимо, устав тратить силы на неравное противостояние, региональная администрация пошла на попятную и в сентябре заключила договор с одной из "полутеневых" компаний - диспетчерской службой такси "Везет".
Как сообщил министр края - управляющий делами губернатора и регионального правительства Виталий Тюлькин, теперь, следуя соглашению, "Везет" обязана работать с водителями, имеющими разрешение на перевозку пассажиров и багажа, а также проходящими медосвидетельствование перед выходом в рейс.
Правда, каким образом специалисты этой диспетчерской службы, чей головной офис находится аж в Уфе, будут контролировать выполнение условий - непонятно. Ведь справки и техосмотр, как показывает практика, запросто можно купить.
У легальных перевозчиков такое соглашение вызвало законное негодование.
- Нам мешает работать и развиваться недобросовестная конкуренция диспетчерских служб: они отбивают у нас около 20 процентов клиентов. Мы оказываем качественные услуги, полностью обновили автопарк, проходим постоянные техосмотры, несем ответственность за своих пассажиров и готовы выплатить любой ущерб. Своими силами мы не справимся с нелегальными конкурентами. Нам нужна помощь правительства, - обозначил проблему владелец "Taxi City" Георгий Литвицын.
Но у представителей власти законных оснований преследовать сетевые фирмы нет. Поэтому штрафовать возможно лишь водителей-нелегалов, работающих с такими инфослужбами.
Этим и занимаются сотрудники краевого ГИБДД. Правда, останавливают, по большей части, легальных таксистов. Просто потому что вычислить машины "бомбил" нереально: опознавательных шашечек и наклеек на них нет.
- За незаконный бизнес нужно серьезно наказывать, - считает председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Андрей Сухоруков. - Так, чтобы заниматься им было экономически невыгодно. Две тысячи рублей штрафа - просто смешно. Сумму необходимо увеличить кратно.
"Бомбил" стало меньше
Обывателю кажется, что рынок такси в столице Приморья уже сложился. И, действительно, все таксомоторы так или иначе приписаны к какой-нибудь компании, и возможности вызвать машину иначе, кроме как позвонив в нее, нет. Но профессионалы продолжают жаловаться на теневых конкурентов.
Как говорилось на посвященном работе такси краевом совещании в Уссурийске, выявление извозчиков-нелегалов в крае ведется бессистемно.
- Год назад мы также рассматривали ситуацию на рынке услуг такси, обсуждали, как максимально вывести этот бизнес "из тени". Эта проблема актуальна и сегодня, - подчеркнул депутат Сергей Ищенко.
По мнению экспертов, есть только один способ бороться с нелегалами - чаще проводить рейды, не только совместно с ГИБДД и госавтонадзором, но и с налоговой службой при обязательном участии представителей зарегистрированных компаний такси, ведь они знают своих недобросовестных конкурентов в лицо.
При всем этом оформить лицензию на право оказания услуг такси в Приморье не так-то просто. Разрешающий документ с пятилетним сроком действия стоит 7,5 тысячи рублей. Как говорят таксисты, более высоких цен на лицензии в России нет. Чтобы получить эту бумагу через МФЦ, приходится ждать два-три месяца. Не у каждого, желающего заработать, есть время ждать, и он выезжает на улицы без разрешения. В департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморского края проблему признают и обещают процесс ускорить.
Между тем конкуренция на рынке усилилась. Несмотря на то что таксомоторных компаний во Владивостоке несколько десятков, в начале октября в город пришла еще одна федеральная сеть такси. И сразу начала завлекать клиентов невысокими ценами. Видимо, другим компаниям придется с этим считаться.
Согласно статданным во Владивостоке ежедневно осуществляется 2-2,3 тысячи вызовов машин такси. Наибольшее число звонков приходится на выходные дни и понедельник.
Контроль на местах
В Сахалинской области рынок службы такси с 2014 года контролируют муниципалитеты. Этот опыт был перенят у других регионов, чтобы облегчить жизнь и перевозчикам, и проверяющим.
- Раньше предпринимателям для оформления необходимых документов нужно было ехать в Южно-Сахалинск, что особенно проблематично, например, для жителей Курильских островов или северного города Охи. Теперь все вопросы с документами они могут решать на местах. В свою очередь муниципальным властям, получившим ряд функций по первичному контролю, стало проще следить за таксистами, появилась возможность оперативнее работать с жалобами населения, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель главы регионального минтранса, начальник отдела автомобильного, морского и железнодорожного транспорта Геннадий Котликов.
Областные чиновники оставили себе полномочия по рассмотрению административных дел.
Говоря о незаконных перевозчиках и водителях-гастарбайтерах, Котликов отмечает, что "общая картина в островном регионе сходна с ситуацией в других субъектах". Как и везде, популярны мобильные приложения, которые дают возможность дополнительного заработка для любого желающего без какой-либо ответственности. Никаких законодательных ограничений по использованию этих ресурсов нет, хотя тема обсуждается не первый год.
Пассажиры зачастую в погоне за экономией пренебрегают своей безопасностью. В Южно-Сахалинске разница в стоимости услуг официальной службы и "бомбил" довольно существенная (около 100 рублей), поэтому последние пользуются большой популярностью.
- Регулярно экономили, пока не попали в аварию. Водитель быстро поснимал с машины все опознавательные знаки такси, а прибывшим инспекторам сказал, что знакомых подвозил, - делится ме¬стный житель Анатолий Глазов. - Нам посоветовали проверять перевозчика - на сайте каждого муниципального образования размещен реестр официальных организаций.