Отталкиваясь от трагических событий осени 1956 года, Виктор Орбан провел параллели с сегодняшним днем. Только в роли "Советской империи", или "большого брата" теперь, по его словам, выступает Евросоюз, который навязывает свои правила игры всем странам Старого света, не считаясь с их национальными интересами. "Люди, любящие свою свободу, должны спасти Брюссель от советизации, от тех людей, которые хотят сказать нам, с кем мы должны жить в своих странах. Мы хотим оставаться европейской страной, а не этнической группой внутри Европы", - заключил Виктор Орбан. Это заявление венгерского политика лишний раз доказывает, Брюссель в своей политике не принимает в расчет болезненный опыт репрессий в странах Восточной Европы, а также и их обостренное чувство протеста против любых попыток ущемления их суверенитета.
Не меньшее раздражение венгерского премьера, который выступает против санкций в отношении России, вызывает и миграционная политика Евросоюза. Орбан активно сопротивляется требованию Брюсселя ко всем государствам-членам ЕС принять сотни тысяч, главным образом мусульманских мигрантов, ищущих убежища в Европе. И эта политика находит понимание у подавляющего числа венгров: 98 процентов граждан страны на референдуме по поводу политики распределения беженцев в странах ЕС высказались против практики такого принудительного расселения. Хотя этот референдум и не был признан состоявшимся из-за низкой явки. "Мы должны закрыть границы и прекратить массовую миграцию, которая идет с юга", - отметил Орбан, который на днях заявил, что обсуждение вопроса об обязательных квотах на прием беженцев для стран ЕС зашло в тупик.
На площади Кошута в Будапеште среди тысяч сторонников Орбана нашлись и оппозиционные прозападные активисты. Они пришли на мероприятие со свистками и красными карточками, однако их протест потонул в аплодисментах людей, которые поддерживают премьера и не хотят цветной революции в их стране. Вдобавок в ЕС Орбан не одинок. "Нет свободной Европы без национальных государств и тысячелетней мудрости христианства", - заключил Виктор Орбан. Его поддержал польский коллега Анджей Дуда, который заверил венгров в поддержке из Варшавы. "Вы можете рассчитывать на Польшу, две христианские страны, мы идем вместе в самые сложные моменты", - заключил Дуда.
Досье "РГ"
В октябре-ноябре 1956 года группа молодых людей, недовольных "гнетом" со стороны "большого брата", попыталась свергнуть просоветский режим в Венгрии, начав сносить памятники, посвященные коммунистическому режиму. Противники режима озвучили 16 требований властям, а их сторонники устроили самосуды над представителями режима: так, в Будапеште было повешено 20 коммунистов. Венгерское восстание было, по сути, первой "цветной", навязанной извне, революцией в странах Восточной Европы. Мятеж был подавлен Советской армией, которая направила в Венгрию около 100 тысяч военнослужащих. Около 200 тысяч венгров бежали из страны, а около 350 диссидентов, в том числе, премьер-министр Имре Надь были казнены. Министр обороны ФРГ Штраус позже писал, что "сперва американцы внушили венграм надежду, а когда дело стало серьезным, бросили венгерский народ на произвол судьбы. Не могло идти речи о военном вмешательстве со стороны НАТО".
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"