Рынок грузовых автомобилей в России показал стабильный рост

Рынок среднетоннажных и крупнотоннажных транспортных средств продолжает отыгрываться после продолжительного падения и показывает позитивную динамику уже девять месяцев подряд.

"В январе этого года рынок грузовых автомобилей упал на 40 процентов, в феврале падение составило 25, - вспоминает руководитель пресс-службы аналитического агентства "АВТОСТАТ" Азат Тимерханов. - Причина в том, что в конце 2014 - начале 2015 года серьезный обвал российской валюты вызвал панический спрос на автомобильную технику, причем не только на грузовики, но и на легкие коммерческие, и на легковые автомобили. Соответственно, цены на автомобили начали расти, и потребители - и граждане, и компании - старались покупать по максимуму, ожидая дальнейшего роста цен на машины. И если брать объемы продаж новых грузовиков в январе и феврале прошлого года, они составляли около 4500 в месяц. Это был не отложенный спрос, а заранее сформировавшийся, то есть людям пришлось срочно покупать автомобили, хотя они планировали сделать это позже. Но начиная с марта 2015 года объемы продаж ежемесячно начали сокращаться".

Сейчас ситуация начала выправляться. Как сообщили "РГ" в группе ГАЗ, по итогам 9 месяцев 2016 года на коммерческом рынке РФ рост продаж грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн составил 13 процентов. Эффект низкой базы первого полугодия прошлого года, а также определенная стабилизация экономической ситуации и уменьшение фактора неопределенности привели к увеличению спроса на грузовые автомобили.

Согласно данным "АВТОСТАТа", в сентябре 2016 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 4,7 тысячи единиц, лидером рынка грузовиков по-прежнему остается российский производитель KAMAZ, на долю которого в сентябре пришлось более 35 процентов от общего объема. В количественном выражении это соответствует 1,8 тысячи штук - на 17,2 процента больше, чем год назад. На втором месте располагается другой отечественный бренд - GAZ, показатель которого составил 565 автомобилей (+25,3 процента). Замыкает первую тройку белорусская марка MAZ (364 шт.; +13,8 процента). В пятерку лидеров также попали шведская Scania (320 шт.; +11,5 процента) и японский Isuzu (268 шт.; +36,7 процента). При этом девять из десяти брендов по итогам месяца показали положительную динамику, а в "минус" ушел только URAL (-26,9 процента).

Уменьшение фактора неопределенности привело к увеличению спроса на грузовые автомобили

И если эффект низкой базы - это данность, то улучшение экономического климата является следствием реализуемых программ по поддержке автопроизводителей. Благодаря трем программам стимулирования спроса (программа обновления парка, льготное автокредитование и льготный лизинг) с 1 января по 2 октября 2016 года продажи составили 516 тысяч транспортных средств всех категорий.

В рамках программы льготного лизинга в 2016 году реализовано более 30 тысяч единиц коммерческого транспорта на общую сумму свыше 50 миллиардов рублей. Объем предоставленных государством скидок составляет 5 миллиардов рублей и соответствует выделенному лимиту по финансированию программы из федерального бюджета.

Как заявил замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов в ходе сессии Генеральной ассамблеи OICA - Международной организации производителей автомобилей, реализация программы в 2016 году оказала существенную поддержку сегменту коммерческого транспорта. Так, производство грузовых автомобилей в РФ за семь месяцев 2016 года показало рост на 18,3 процента, производство автобусов прибавило 22,3 процента, - сообщил чиновник.

Очень положительно оценивает программу государственного субсидирования лизинга гендиректор автолизинговой компании "Европлан" Александр Михайлов. "Эта программа поддержала сразу несколько рынков - и автомобильный, и клиентов из десятков отраслей экономики, которые используют автомобили в бизнесе", - пояснил он.

Основной причиной падения рынка продаж грузового транспорта Александр Михайлов видит именно финансовые проблемы. Это подтверждают и результаты проведенного компанией "Исследования уверенности автопотребителей", целью которого является определение планов покупателей транспорта, опасений и ожиданий, предпочитаемых способов финансирования покупки. "В этом году о намерении приобрести грузовые автомобили заявили 45,3 процента респондентов, легковые автомобили всех классов - 44,9, легкие коммерческие автомобили (LCV) - 27, строительную и специальную технику - 24,6. Те компании, которые не собираются до конца этого года приобретать транспорт, назвали для этого следующие причины: падение доходов, возможность закрытия бизнеса - 61,1 процента, рост цен на автомобили - 50,3, снижение доступности финансирования - 31,4, ужесточение налогообложения - 26,3, нестабильный курс валют - 24, укомплектованность автопарка - 20, внутриэкономические санкции - 10,3, исчезновение ряда моделей из продажи - 4 процента.

Поэтому развитие инструментов финансирования (таких как лизинг), позволяющих снизить нагрузку на бюджеты компаний, сейчас особенно актуально и для автопроизводителей (стимулирование спроса), и для покупателей, считает Александр Михайлов.

В основном такие программы нацелены на стимулирование российского автомобильного производства, что, несомненно, сказывается на продажах импортной техники, однако и для иностранных производителей существуют стимулирующие программы. "Наибольшую пользу для себя мы видим в программе, направленной на внедрение техники на газомоторном топливе (ГМТ), поясняет коммерческий директор "Скания-Русь" Сергей Яворский. - Расширение парка газомоторной техники и вероятный в связи с этим рост доступности газового топлива повышают шанс на то, что пользователи такой техники будут рассматривать возможность покупки без учета субсидий".

Также эксперты отмечают положительный эффект от государственной программы по обновлению парка. "В этом году правительство реализовало эффективную программу, которая позволила поддержать рыночный спрос, а также дала возможность большому количеству предприятий малого и среднего бизнеса обновить свои транспортные парки. Поэтому мы считаем целесообразным продолжение уже апробированных и зарекомендовавших себя программ в 2017 году: обновление парка, утилизация, субсидирование газового транспорта", - рассказали в группе ГАЗ. И отметили еще один позитивный эффект этих программ: "обновление транспортного парка само по себе ведет к снижению издержек бизнесов и росту их конкурентоспособности, то есть способствует оздоровлению экономики в целом, а не только автомобильной отрасли".