01.11.2016 18:19
Рубрика: ПДД

Алкотестер дает добро

Нездорового водителя в рейс не выпустят
За последние годы на дорогах страны значительно снизилась статистика гибели людей вследствие аварий и нарушений Правил дорожного движения. Во многом этому способствовала Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения", которая реализуется в стране с 2006 года. За этот период внесен ряд существенных поправок в законодательство, ужесточивших ответственность водителей за нарушения ПДД, внедрено множество систем видеофиксации нарушений, модернизированы сотни пешеходных переходов, установлены десятки тысяч километров пешеходных ограждений и т.д.
Дополнительный контроль состояния водителя в пути следования не помешает: безопасность дороже. Фото: Виктор Погонцев Дополнительный контроль состояния водителя в пути следования не помешает: безопасность дороже. Фото: Виктор Погонцев
Дополнительный контроль состояния водителя в пути следования не помешает: безопасность дороже. Фото: Виктор Погонцев

Кроме того, была серьезно усилена информационная работа по профилактике - издано множество буклетов, информационных листовок, проведены тысячи теле- и радиопередач по тематике программы, реализованы программы по работе с детьми. Одновременно существенно модернизирована система оказания медпомощи при автоавариях - оснащены необходимым оборудованием травматологические отделения больниц, расположенных вблизи федеральных автотрасс, приближены к ним станции скорой помощи и базы санавиации, обучен персонал специализированных бригад медиков.

В прошлом году завершен очередной трехлетний этап реализации программы, за который число аварий со смертельными исходами вновь значительно снизилось: по сравнению с 2012 годом в 2015 году на 6871 человек, в том числе детей - на 333. ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения" будет продолжаться до 2020 года. И за это время предстоит решить еще немало задач. Одна из них - наладить обязательный предрейсовый осмотр водителей транспортных средств.

Не секрет, что в последние годы далеко не все компании, работающие на рынке перевозок, выполняют это важное требование добросовестно, многие находят различные лазейки, чтобы сократить издержки. А индивидуальные предприниматели, работающие порой и без регистрации, вообще игнорируют это требование, подвергая жизнь пассажиров и пешеходов неоправданному риску.

В проведении предрейсовых медицинских осмотров по-прежнему наблюдается немало проблем

Новый приказ Минздрава России о проведении обязательных предрейсовых медосмотров действует с 2015 года. В соответствии с ним предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб, для них обязательны только предсменные осмотры. В ходе каждого медосмотра врачи обязаны выслушать жалобы водителя на состояние здоровья, провести визуальный осмотр, измерить температуру тела, давление, пульс. А также выявить признаки опьянения или употребления психоактивных веществ и определить процент алкоголя в крови, если установлено его наличие. На основании результатов осмотра водитель может быть допущен к работе или отстранен от нее.

Главная особенность нового приказа в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров. Послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые участвуют в перевозке пассажиров или опасных грузов. Минздрав также обязал проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

- Предрейсовый осмотр - основополагающее мероприятие по снижению количества ДТП и повышению безопасности дорожного движения, - говорит начальник отдела логистических операций транспортной компании DPD в России Дмитрий Воеводин. - Автомобиль и человек, управляющий транспортным средством, являются источником повышенной опасности для окружающих водителей и пешеходов. Именно поэтому эмоциональное и физическое состояние водителя в обязательном порядке должны контролировать аттестованные сотрудники с применением специальной аппаратуры.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Татьяна Батенева

Мы все понимаем, какую опасность представляет нетрезвый водитель, но не задумываемся, как может повлиять на дорожную ситуацию водитель с сердечным заболеванием, повышенным артериальным давлением или находящийся в неуравновешенном состоянии. Эти состояния может определить врач и принять решение об отстранении такого человека от работы.

Однако в проведении предрейсовых медосмотров по-прежнему немало проблем.

- Не все добросовестно осуществляют контроль выпуска водителя с машиной на линию, зачастую пользуясь услугами организаций, которые за 1500-2000 рублей в месяц поставят штамп на путевой лист и при этом не поинтересуются состоянием здоровья водителя, - отмечает директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Максим Бочков. - Сегодняшняя ответственность за отсутствие отметки о прохождении медицинского осмотра - 3000 рублей для водителя, 5000 рублей - для сотрудника, отвечающего за выпуск транспортных средств в рейс, и 30 000 рублей - для организации. И не только для юрлиц, но и для ИП. Казалось бы, не так мало. Но эти затраты ничтожны по сравнению со статистикой дорожно-транспортных происшествий.

За 2016 год уже зарегистрировано около 12 000 ДТП с участием грузовых автомобилей по вине почти тысячи водителей, которые находились в состоянии алкогольного опьянения. Эти виновники ДТП могли бы быть отстранены от управления, если бы предрейсовый медосмотр не был проведен формально. Считаю, что необходимо подумать не только о грузовом, но и о легковом транспорте, например, внедрив автоматическое интеллектуальное устройство, которое при запуске автомобиля диагностировало бы состояние не только двигателя, но и водителя, и при необходимости заблокировало бы двигатель.