Фильм Триера "Громче, чем бомбы" получил кинопремию Северного Совета
Произошло тринадцатое вручение кинопремии, учрежденной Северным Советом, за которую в этом году боролись несколько скандинавских фильмов, вышедших в международный прокат - историческая драма датчанина Мартина Сандливета "Моя земля" (Under sandet) , исландская история о взрослении "Воробьи" (Þrestir в оригинале - "Дрозды") Рюнара Рюнарссона, социальное шведское кино "Отголоски" (Efterskalv) Магнуса фон Хорна, "Самый счастливый день в жизни Олли Мяки" (Hymyilevä mies) финна Юхо Куосманена и норвежский фильм на английском языке "Громче, чем бомбы" (Louder than bombs) за авторством Йоахима Триера. Последний номинант и стал победителем.
Сайт Датской телерадиовещательной компании (DR) приводит оценку, данную фильму жюри кинопремии. По единодушному мнению его членов, последняя работа Триера стала "художественным подвигом, который вывел искусство киноповествования на новый уровень".
Корреспондент норвежской газеты Aftenposten отметил в разговоре с режиссером, что фильм "Громче, чем бомбы" кажется наименее скандинавской из всех представленных работ. Режиссер ответил, что, по его мнению, самым интересным стало то, что приз ему дали не за использование одного из государственных языков стран-членов Северного Совета, а за язык кинематографа, который не знает каких-либо барьеров, присущих естественным языкам. Триер также заявил, что история развития кинематографа в Норвегии существенно отличается от гораздо более долгого пути - длиною в столетие - проделанного этим видом искусства в соседних Дании и Швеции. И ему искренне приятно, что усилия Норвегии в этой области начали приносить свои плоды.
Если же принять во внимание процесс создания этой картины, то более наглядного примера взаимодействия между скандинавскими странами найти сложно. Сам Триер является наполовину норвежцем, наполовину датчанином (и по отцовской линии, кстати, находится в отдаленном родстве со своим именитым датским коллегой Ларсом фон Триером). Фотограф, принимавший участие в съемочном процессе - швед, а ответственным за монтаж стал датчанин.
Тема родства с именитым датским режиссером также не осталась без внимания. Йоахим Триер подчеркнул, что премия становится почетной благодаря тем, кому она присуждалась ранее. В его глазах такими знаковыми лауреатами стали швед Рой Андерссон и Ларс фон Триер.
"Я удивляюсь его самостоятельности как режиссера, он всегда создает авторское кино, работа над каждым новым фильмом является для него личным процессом - и именно ради такого хочется пойти в кинотеатр", - цитирует слова Триера материал Датской телерадиовещательной компании.
Что же касается самого Триера, его привлекают человеческие трагедии, неизменно рассказываемые им с типично скандинавской отстраненностью и меланхолией. В его картинах есть место сомнениям человека в самом себе, депрессии, одиночеству, горю. По его собственным ощущениям, его фильмы представляют собой визуальные путешествия по мыслям и воспоминаниям, которые попеременно выходят на первый план.