"Куда бы еще вторгнуться?" Мура: прикладные размышления о гуманизме

Пока Майкл Мур перед самыми выборами эпатирует население Соединенных Штатов фильмом-атакой на Дональда Трампа, российские зрители будут смотреть его предыдущую ленту "Куда бы еще вторгнуться?", вышедшую в прошлом году и теперь добравшуюся до наших кинотеатров. И хотя борьба за место в Овальном кабинете, и так традиционно вызывающая ажиотаж за пределами "страны свободных и родины храбрецов", в этот раз представляет собой особенно красочное шоу, за "вторжениями" Мура многие россияне будут смотреть с не меньшим интересом.

Сначала может показаться, что картина рассчитана исключительно на внутреннего потребителя. Но, как и в случае с любым другим фильмом знаменитого документалиста-скандалиста, это первое впечатление оказывается обманчивым. Призыв Мура к человеколюбию адресован не только американским элитам и завороженно внимающим им гражданам (хотя им, конечно, в первую очередь), но и остальным жителям планеты, все еще находящимся под ревнивым присмотром не вполне благополучного и запутавшегося в собственных амбициях мирового гегемона.

Агрессивные действия армии США в разных частях света не только превращают жизнь местного населения в кровавый хаос, но и никак не способствуют тому, чтобы жизнь обычного американца стала хоть немного счастливее. Исходя из этого наблюдения, режиссер решил взять миссию по улучшению быта соотечественников в свои руки. "Американская мечта" актуальна где угодно, кроме Америки", - осознал Мур и, вооружившись звездно-полосатым флагом, отправился в турне по земному шару с целью выведать секреты туземцев.

Для своего исследования, посвященного созданию формулы благоустройства родины, Мур воспользовался проверенным форматом, задействованным при съемках "Здравозахоронения" (Sicko) девять лет назад. Только теперь объект внимания заметно шире - вслед за медициной режиссер решил пройтись по другим жизненно важным общественным сферам, иронично имитируя при этом военное вторжение - чтобы американцам было привычнее и понятнее, а аборигены вели себя покладистее.

С неповторимым обаянием разыгрывая роль типичного недалекого янки, заморский гость умильно путает Словению со Словакией, не может вспомнить, что такое Финляндия, расставляет американские флаги в квартирах и офисах далеких стран и почти искренне недоумевает от того, что французским детям не нравится "кока-кола".

Известный мастер совмещать содержательность и серьезность с легкостью повествования и отличным юмором, Мур увлеченно (и увлекательно!) перечисляет элементы американской утопии, которые он бы импортировал из стран Европы и даже Африки. Из Италии - щадящий рабочий график, из Франции - здоровое питание в школах, из Финляндии - передовую систему среднего образования, бесплатное высшее образование - из Словении… А порой режиссер-мечтатель грезит о переносе на американскую почву таких не подлежащих экспорту вещей, как черты национального характера: от немецкого прагматизма до исландской невозмутимости.

Едва ли Мур фильмом "Куда бы еще вторгнуться?" тронул сердца представителей элит своего сурового отечества. К тому же за постоянные обличения людоедской сущности родного капитализма он прослыл социалистом - там, где это слово давно стало обзывательством. Типичная ситуация для подлинных американских гуманистов - даже признанный классик Курт Воннегут из-за своей приверженности идеалам социальной справедливости нередко воспринимался как экстравагантный чудак. Что уж говорить о смутьяне и баламуте Муре, к чьей "левизне" примыкает весь комплекс самых неоднозначных и радикальных требований вроде полного "лигалайза" наркотиков или установления матриархата на государственном уровне. Все это способно смутить далеко не только американцев, ведь даже трагедия на острове Утёйа не заставила режиссера пересмотреть свое восторженное отношение к плюшевой тюремной системе Норвегии.

Однако, несмотря на наивность, тенденциозность и спорность многих ответов Майкла Мура, те вопросы, которые он задает, и то, как он их формулирует, делает его творчество настоящим достоянием - не национальным, а планетарным.

4.0