Торжественный марш, посвященный юбилейной годовщине знаменитого парада, проходил при той же погоде, какая стояла в ноябре 41-го. Только настроение москвичей тогда было совсем другим. Парад открыла знаменная группа с символикой страны-победителя, а тогда столица фактически была на осадном положении: гитлеровцы стояли в нескольких десятках километров от города. Весь мир тогда следил за развитием событий: справится ли Красная армия с врагом, выстоит ли Москва. И вдруг, когда священная столица, казалось бы, попала в капкан, по всей планете разнеслась весть о военном параде. Он дал понять всем: страна не сломлена, Москва не сдается.
- Тот парад длился немногим дольше часа, - сказал мэр Сергей Собянин, обращаясь к ветеранам с трибуны у стен Кремля. - Но по воодушевляющей силе это событие не имеет равных. Тем морозным утром с главной площади страны на фронт отправились 28 тысяч бойцов. За этот час не было не единого выстрела, но парад воодушевил армию и страну так, как не воодушевляет ни одна победа в крупной битве.
Глава города принимал парад вместе с ветеранами, защитниками Москвы, среди которых были и те, кто участвовал в марше 7 ноября 41-го. Парадные расчеты возглавляли правнуки солдат, маршировавших по брусчатке 75 лет назад. Впервые торжественным маршем по Красной площади прошла колонна военно-патриотического движения "Юнармия", которое было создано весной этого года. Сразу несколько пеших колонн составили воспитанники профильных учебных заведений в структуре МЧС и Следственного комитета. Почти невозможно было сосчитать расчеты совсем юных парней и девушек в легко узнаваемой форме: кадетские классы сейчас созданы в 146 школах Москвы, и многие из них вышли на марш.
За те 40 минут, что шел парад, перед глазами пяти тысяч участников пронеслись многие эпизоды Великой Отечественной войны. Вот перед ротой бойцов останавливается полуторка, шофер лихо обустраивает в кузове концертную площадку. И вот уже солдаты, словно забыв о тяжелейших днях войны, приплясывают в такт знаменитой песни "Валенки". А буквально через мгновение слышится звук вражеских бомбардировщиков и пальба наших зениток…Красная площадь оказывается в дыму, который спустя несколько минут рассеивается, и диктор объявляет: в ночь с 5 на 6 декабря Красная Армия пошла в массированное контрнаступление и отогнала противника прочь от Москвы. Впереди были еще Сталинград, Кенингсберг, Берлин, десятки битв и сотни рукопашных схваток. Но после победы советских войск под Москвой весь мир понял: фашизм не пройдет.
Гордо проехали мимо зрительских трибун кавалерийские расчеты, которые замыкали сразу узнаваемые тачанки. И только вслед за ними в центр Красной площади въехали машины, которые первыми приняли бой с фашистской армией. Вот, например, танк-малыш. Небольшая с виду боевая машина внесла огромный вклад в победу. "Вы не смотрите на размеры, - говорит командир экипажа Юрий Залепуга. - В ней поместится танкист почти любого роста. Такой легкий танк применялся в основном в разведке, поддерживал пехоту, стоял фактически на передовой". Недалеко от танков - открытый всем ветрам и пулям мотоцикл М-72. Эта машина была очень маневренной, перевозила пулеметчиков и поражала вражескую пехоту практически в любых условиях. "Проходимость у него впечатляющая, - рассказывает "РГ" водитель М-72 Михаил Носов. - Такие мотоциклы производили с 41-го года в Москве и Киеве. А потом, когда началась эвакуация, производство М-72 перевели в уральский город Ирбит. Кстати, делали машины на бывшем пивоваренном заводе".
Все машины, которые принимали участие в параде, на целый день оставили на Красной площади. Как почти живое напоминание того, что еще 75 лет назад по главной улице столицы двигались не только троллейбусы, но и бронетехника.