По данным Федеральной таможенной службы, за восемь месяцев 2016 года экспорт черных металлов, включая сырье для переработки, составил 28,66 миллиона тонн - на 3,38 процента больше, чем годом ранее. При этом отгрузка готовой продукции из страны показывает, скажем так, различную динамику. Например, экспорт стальных полуфабрикатов сократился на 30 процентов.
По словам участников рынка, девальвация рубля сделала отгрузку сырья за рубеж более привлекательной. Но главная причина "оттока" лома в том, что зарубежные покупатели якобы используют офшорные схемы и уходят от налогов. Доходит до того, что экспортные цены иногда оказываются выше, чем внутрироссийские. Но продавцы лома все равно предпочитают продавать его за рубеж, жалуются металлурги.
- Из-за дефицита сырья постепенно сокращаем производство, хотя у нас большой спрос на готовую продукцию. Специфика металлургических заводов такова, что если остановить производство, то запустить его заново будет крайне сложно и дорого, - говорит председатель трудового коллектива Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ) Виктор Рацавенков. - Но самое страшное - если предприятие остановится, только на РЭМЗе без средств к существованию останутся более тысячи человек трудоспособного возраста. Вместе с семьями это около четырех тысяч человек. А мы работаем на так называемой бывшей шахтерской территории, найти другую работу здесь практически невозможно.
Минувшим летом металлурги обратились в правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность запрета на экспорт лома.
Очевидно, федеральные органы и сами обеспокоены сложившейся ситуацией. Так, в 2015 году черный лом был признан товаром, существенно важным для внутреннего рынка. По закону в отношении таких товаров "в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт". Но пока это лишь техническая возможность, а не принятое решение. Сами экспортеры считают, что такая мера обрушит внутренние цены на сырье. Они указывают на пример Украины, где летом де-факто был введен мораторий на экспорт, но отгрузки готовой продукции при этом не увеличились.
Российские металлурги на это отвечают цифрами: у нас другая структура экономики. Внутреннее потребление лома в целом в России в 2014 году составило около 26,5 миллиона тонн, тогда как на экспорт было поставлено всего 4,2 миллиона тонн. Основные закупщики - Турция и страны Евросоюза, деловые отношения с которыми и без того многие называют не иначе как торговыми войнами. России выгоднее поставлять на мировой рынок не сырье, а готовый продукт с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, металлом еще необходимо обеспечить крупные российские инфраструктурные проекты. Например, на юге это стадионы в Ростове, Волгограде и в Краснодарском крае к ЧМ-2018 по футболу.
Минувшим летом тема экспорта лома активно обсуждалась в Ростовской области и на Кубани. В результате участники рынка пришли к компромиссному решению: настаивать на введении экологического сбора на экспорт лома в размере от 300 до 600 рублей за тонну. Это позволит, с одной стороны, продолжить отгрузку сырья за рубеж, но при этом сделает продажи лома внутри страны более привлекательными. Кроме того, это повысит наполняемость местных бюджетов. Вырученные деньги могут пойти на восстановление экологического баланса в южных регионах, ориентированных на экспорт.
- По данным исследований окружающей среды Ростовской области, в реке Дон действительно быстрыми темпами растет содержание железа. На участке реки от города Константиновска до хутора Дугино уровень железа превышал предельно допустимую концентрацию в 1,58 раза в 2014 году, а в 2015-м уже в 2,59 раза, - говорит сопредседатель Общероссийского народного фронта в Ростовской области Михаил Попов. - Еще хуже ситуация в портовых акваториях. При перегрузке металлолома в порту выделяется смесь металлической и окрасочной пыли, масел и так далее. При перегрузке с каждой тонны лома в атмосферу попадает примерно килограмм этой ядовитой смеси. По открытым данным, перевалка металлолома только в одном порту Ростовской области составляет около 200 тысяч тонн. То есть можно говорить о двух сотнях тонн "гадости", которые попадают в Азово-Черноморский бассейн только от одного порта.
Если власти введут экологический сбор, то это предположительно принесет (даже с учетом падения объемов перевалки от ввода пошлины) не менее 40 - 80 миллионов рублей дополнительных доходов. И большая часть из них пойдет в бюджет Ростовской области и может быть использована для запуска региональной программы воспроизводства водно-биологических ресурсов Дона, говорит Попов.
По его словам, законодательная инициатива была сформулирована и направлена губернатору области Василию Голубеву и в федеральные органы власти на рассмотрение. По словам металлургов, соответствующий законопроект может быть рассмотрен в Госдуме уже в нынешнюю осеннюю сессию.