08.11.2016 09:32
    Поделиться

    В Орловской области урежут расходы на ремонт дорог

    В Орловской области решили на четверть сократить расходы на дорожный ремонт из-за финансовых проблем. В то же время управление ГИБДД предложило изменить правила расходования "дорожных" средств, назвав их бессистемными.

    Осенний марафон

    В 2017 году бюджет регионального дорожного фонда составит 3,35 миллиарда рублей. Такая сумма заложена в проекте главного финансового документа области. Лет пять назад знающие люди восхищенно присвистнули бы, но не сейчас. В 2000-е годы дорожный ремонт финансировался по остаточному принципу. Например, 12-14 лет назад в Орле на него ежегодно тратили по 70-100 миллионов рублей. Пустяк даже по тем временам. Орловцы хорошо помнят, как забивали дорожные ямы битым кирпичом ядовито-красного цвета. Хронический дефицит финансов привел к банкротству МУП "Дорожно-эксплуатационное управление". Его функции передали "Спецавтобазе по санитарной очистке города". С конца 2000-х денег стали выделять гораздо больше.

    - Бюджет дорожного фонда текущего года превысил 4,5 миллиарда рублей, - рассказал зампред правительства по транспорту и дорожному хозяйству Александр Ремига. - Из них 942 миллиона - средства федерального бюджета. Наибольший объем финансирования приходится на содержание автодорог.
    Теперь объем фонда предлагается сократить примерно на четверть. Уменьшится и субсидирование муниципальных районов и городов. В этом году область выделила им 1,6 миллиарда рублей на ремонт и содержание дорог. В 2017-м даст 916 миллионов, то есть почти вдвое меньше.

    Впрочем, закон не запрещает, а даже обязывает власти на местах тратить средства из своей казны. Деньги можно получить и в рамках различных программ.

    По словам Александра Ремиги, в текущем году запланированы строительство, ремонт и реконструкция 44 объектов, в том числе 150 километров автодорог регионального значения. Приоритет отдан областной столице и райцентрам. Все-таки дороги - это не только транспортные артерии, но и одна из тех "визитных карточек", по которым оценивают город приезжие.

    - Существует несколько основных проблем дорожного строительства, которые пока не удалось решить, - поясняет Александр Ремига. - Прежде всего это недобросовестность подрядных организаций. Они затягивают сроки, нарушают условия договоров.

    Кроме того, бюджетные средства должны пройти через процедуру госзакупок. На выбор подрядчика уходит время. Бывает, что результаты аукционов проигравшие фирмы оспаривают в антимонопольной службе или суде. Процесс затягивается. Поэтому осенью можно увидеть рабочих, укладывающих асфальт в заполненные дождевой водой ямы.

    Конкурсы по выбору подрядчиков объявляют в июле - августе, когда дорожный ремонт должен уже завершаться

    Многие конкурсы по выбору подрядчиков объявляют в июле-августе, когда по логике дорожный ремонт должен уже завершаться. Чиновники объясняют это поздним доведением лимитов из федерального бюджета. Аукционы объявляют, когда в регион поступают деньги. А они порой идут месяцами. В связи с этим депутаты облсовета направили в правительство страны обращение. Они предложили изменить механизм выделения средств, чтобы финансы поступали в регионы в начале года, а не в середине. Это позволило бы проводить аукционы в феврале и марте, а в апреле или мае, как позволит погода, начинать работы. Идею поддержали подрядчики. В Орле они дают гарантию на четыре года. Если в течение этого времени полотно разрушится, дефекты фирма обязана устранить за свой счет. Словом, осенний ремонт не нужен никому.

    Новый поворот

    Еще одно любопытное предложение поступило от регионального управления ГИБДД. Средства дорожного фонда строго целевые. Тратить их можно на строительство, ремонт, реконструкцию и содержание дорог. Ими также разрешено погашать "дорожные" кредиты. На другие цели расходовать деньги нельзя, и полиция предлагает данную норму изменить.

    - Ремонт автодорог сводится к замене изношенного покрытия новым, - говорит начальник областного УГИБДД Александр Коршунов. - Это приводит к бессистемному затратному подходу при дорожном ремонте, поскольку владельцы дорог не соблюдают элементарные правила их содержания.

    Подрядчик укладывает асфальт, но наносить на него разметку не обязан. Хотя он же ее и снял вместе со старым покрытием. Ответственность несет тот, на чьем балансе находится дорога, как правило, муниципалитет или дорожная служба. Они и должны выделять средства на разметку и установку дорожных знаков, которые на период ремонта обычно убирают.

    На практике отремонтированные участки на какое-то время остаются без знаков и разметки. Движение не регулируется. Не все могут устоять перед соблазном прокатиться с ветерком по новому полотну. Превышают скорость и совершают обгоны там, где уничтоженная разметка их запрещала. В УГИБДД подметили, что чем больше выделяют средств на ремонт, тем чаще происходят ДТП.

    В качестве примера в полиции привели участок трассы в Кромском районе. После ремонта в авариях там погибли семь человек. Трагедии прекратились лишь после того, как УГИБДД установило временные дорожные знаки и выставило патруль. В текущем году неудовлетворительные дорожные условия зафиксированы уже в 340 ДТП, и в 208 из них на дорогах не было разметки.

    - Количество таких происшествий на 27 процентов превышает показатель прошлого года, - отметил Александр Коршунов. - В результате погибли 22 человека и 454 получили травмы. Доля таких аварий в общей статистике ДТП в Орловской области составляет 45,8 процента, по РФ - 40,9.

    В полиции считают, что все можно изменить. Самый простой способ - включать расходы на разметку и установку знаков в сметы ремонта. В этом случае подрядчик сдаст дорогу, на которой ничего не надо доделывать. Но прежде следует перераспределить средства дорожного фонда.

    - Эти затраты не так велики, чтобы отразиться на объемах и качестве ремонта, - считает Александр Коршунов. - В сметы должны входить нанесение на новое покрытие разметки с использованием термопластика, обустройство пешеходных переходов знаками, ограждениями и искусственными неровностями, а также подходами с твердым покрытием и освещением.

    На региональном уровне для этого полномочий не хватает. Условия финансирования из дорожного фонда установлены федеральным законодательством. Муниципалитеты, правда, могут регулировать затраты в рамках собственных программ. Однако они и сами ремонтируют дороги в основном за счет субсидий из дорожного фонда.

    "Слепые пятна"

    В Орле связанный с дорогами ремонт "высветил" и еще одну неожиданную проблему. В прошлом году в городе стартовал проект по замене устаревших уличных светильников на энергосберегающие. За два года планировалось заменить свыше 11,6 тысячи фонарей. Работы подходят к концу. Власти довольны: предполагаемая экономия в течение ближайших пяти лет составит 179,4 миллиона рублей. Однако автовладельцы запротестовали.

    В областном центре появились "слепые пятна". Новая схема пока не заработала на полную мощность. Сотни фонарей не включены. Из-за этого некоторые участки дорог оказались без освещения. Часть светильников закрывают кроны деревьев. Свет от старых фонарей пробивался сквозь них, а мощности новых ламп не хватает. Впрочем, недостатки обещают устранить в ближайшее время.
     

    Поделиться