Сегодня источником получения новых конкурентных преимуществ становятся системы Business Process Management (BPM). Логика проста: у компаний становится меньше ресурсов, и, чтобы выживать и повышать эффективность, нужно учиться разумно их использовать. "В России этот рынок стабильно растет уже несколько лет. По данным аналитиков в 2015 году рост был на уровне 15 процентов", - рассказал российский технологический инвестор и предприниматель Денис Черкасов. По его словам, BPМ широко применяют в банковском секторе и сфере телекоммуникаций, страховании, ритейле, нефтегазовом секторе, энергетике, металлургии, медицине. То есть управление бизнес-процессами в первую очередь нужно отраслям, где в работе необходима быстрая реакция на изменяющиеся обстоятельства.
От BPM-решений в разных отраслях сегодня ждут гибкого функционала по анализу операционных действий. "Важно понимать, какие финансовые изменения происходят при оптимизации документооборота и номенклатурных справочников, как эффективнее противодействовать хищениям.
Или, например, как правильнее спланировать график перевозок, чтобы транспорт находился в простое минимальное время", - рассказал генеральный директор логистической компании Traft Артур Мурадян.
Важным требованием к BPM-системам остается единая методология расчета показателей. Это становится особенно актуальным, поскольку современные компании все сильнее "миксуют" ИТ-продукты разных классов, от разных производителей и с разной технологической архитектурой. "Важно все данные, проходящие через эти разномастные системы, считывать и анализировать в режиме одного окна", - добавил Артур Мурадян.
Раньше было допустимо сосуществование нескольких BPM-решений внутри одной компании. Сегодня это невозможно. Лидерство на рынке будет определяться количеством покрываемых бизнес-процессов. "Любое действие сотрудников компании сопровождается работой с документами, и крайне важно, чтобы они воспринимались как единое целое. Наиболее востребованы на рынке приложения класса BPM, которые бесшовно интегрируются с системами управления корпоративным контентом и позволяют документам работать на вас, а не наоборот", - подчеркнул директор по развитию бизнеса компании SER Solutions Дмитрий Мервицкий. - Первый и самый важный критерий, на который обращают внимание заказчиков - возможность самостоятельной настройки". Бизнес-процессы внутри компании меняются, подстраиваются под общую ситуацию на рынке слишком быстро, важно, чтобы выделенные сотрудники компании могли сами быстро перенастроить решение.
Еще один важный тренд - мобильность. В современном темпе жизни пользователь должен иметь возможность принимать решения из любого места и с любого устройства, будь то планшет или смартфон на Android или iOS. По словам Дмитрия Мервицкого, с точки зрения пользователя существенную роль играет интерфейс приложения: главный критерий качества - интуитивная простота, сотрудник не должен тратить много времени на разбор принципов работы решения. Громоздкие интерфейсы с множеством активных кнопок, папок, команд - одна из причин скептического отношения сотрудников к таким нововведениям".
Решений на рынке представлено достаточно много, от небольших до полномасштабных, от условно-бесплатных до достаточно дорогих. "Выбор во многом зависит от потребностей клиента. И, несмотря на то, что BPM-системы могут автоматизировать любые бизнес-процессы, максимальный эффект обычно достигается при использовании их в процессах с высокой частотой выполнения и сложной логикой, - отметил коммерческий директор "Интеркомп" Александр Гуревич. - Примерами могут служить подключения физлиц к телекоммуникационным услугам, розничного кредитования или продажи страховых полисов, аутсорсинг регламентированных учетных процессов".