Управление бизнес-процессами помогло компаниям в РФ сократить издержки

Бизнес в России стремится сокращать издержки. По данным аналитиков PricewaterhouseCoopers, 64 процентов опрошенных в России компаний планируют в 2016 году сократить издержки, еще 43 процента думают над созданием перспективных альянсов. Передать на аутсорсинг часть бизнес-процессов, задумались всего 27 процентов. При этом четверть руководителей отечественных предприятий ожидают увеличения выручки уже в этом году. Год назад показатель был всего 16 процентов.

Сегодня источником получения новых конкурентных преимуществ становятся системы Business Process Management (BPM). Логика проста: у компаний становится меньше ресурсов, и, чтобы выживать и повышать эффективность, нужно учиться разумно их использовать. "В России этот рынок стабильно растет уже несколько лет. По данным аналитиков в 2015 году рост был на уровне 15 процентов", - рассказал российский технологический инвестор и предприниматель Денис Черкасов. По его словам, BPМ широко применяют в банковском секторе и сфере телекоммуникаций, страховании, ритейле, нефтегазовом секторе, энергетике, металлургии, медицине. То есть управление бизнес-процессами в первую очередь нужно отраслям, где в работе необходима быстрая реакция на изменяющиеся обстоятельства.

От BPM-решений в разных отраслях сегодня ждут гибкого функционала по анализу операционных действий. "Важно понимать, какие финансовые изменения происходят при оптимизации документооборота и номенклатурных справочников, как эффективнее противодействовать хищениям.

Или, например, как правильнее спланировать график перевозок, чтобы транспорт находился в простое минимальное время", - рассказал генеральный директор логистической компании Traft Артур Мурадян.

Пользователь должен иметь возможность принимать решения из любого места и с любого устройства

Важным требованием к BPM-системам остается единая методология расчета показателей. Это становится особенно актуальным, поскольку современные компании все сильнее "миксуют" ИТ-продукты разных классов, от разных производителей и с разной технологической архитектурой. "Важно все данные, проходящие через эти разномастные системы, считывать и анализировать в режиме одного окна", - добавил Артур Мурадян.

Раньше было допустимо сосуществование нескольких BPM-решений внутри одной компании. Сегодня это невозможно. Лидерство на рынке будет определяться количеством покрываемых бизнес-процессов. "Любое действие сотрудников компании сопровождается работой с документами, и крайне важно, чтобы они воспринимались как единое целое. Наиболее востребованы на рынке приложения класса BPM, которые бесшовно интегрируются с системами управления корпоративным контентом и позволяют документам работать на вас, а не наоборот", - подчеркнул директор по развитию бизнеса компании SER Solutions Дмитрий Мервицкий. - Первый и самый важный критерий, на который обращают внимание заказчиков - возможность самостоятельной настройки". Бизнес-процессы внутри компании меняются, подстраиваются под общую ситуацию на рынке слишком быстро, важно, чтобы выделенные сотрудники компании могли сами быстро перенастроить решение.

27 процентов компаний планируют передать на аутсорсинг часть бизнес-процессов

Еще один важный тренд - мобильность. В современном темпе жизни пользователь должен иметь возможность принимать решения из любого места и с любого устройства, будь то планшет или смартфон на Android или iOS. По словам Дмитрия Мервицкого, с точки зрения пользователя существенную роль играет интерфейс приложения: главный критерий качества - интуитивная простота, сотрудник не должен тратить много времени на разбор принципов работы решения. Громоздкие интерфейсы с множеством активных кнопок, папок, команд - одна из причин скептического отношения сотрудников к таким нововведениям".

Решений на рынке представлено достаточно много, от небольших до полномасштабных, от условно-бесплатных до достаточно дорогих. "Выбор во многом зависит от потребностей клиента. И, несмотря на то, что BPM-системы могут автоматизировать любые бизнес-процессы, максимальный эффект обычно достигается при использовании их в процессах с высокой частотой выполнения и сложной логикой, - отметил коммерческий директор "Интеркомп" Александр Гуревич. - Примерами могут служить подключения физлиц к телекоммуникационным услугам, розничного кредитования или продажи страховых полисов, аутсорсинг регламентированных учетных процессов".