В Иркутской области не хватает объектов придорожной инфраструктуры
О том, что региону катастрофически не хватает ОДС (объектов дорожного сервиса), официально заявил в прошлом году замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов по итогам автопробега Росавтодора.
На неофициальном уровне местные грузоперевозчики говорят об этом уже много лет. В каждом договоре с заказчиком прописано: автомобиль должен останавливаться только на охраняемых автостоянках. А где их взять? Конечно, водитель, который везет ценный товар, может сделать остановку в придорожных карманах, но не может покинуть авто с грузом, за который ответственен. К тому же по нормам каждые 4 часа водитель обязан совершать остановку продолжительностью 40 минут для восстановления сил. Если инспекторы ГИБДД выявят, что он нарушал режим - а режим труда фиксируется тахографами, - водителю придется заплатить штраф. Но если водитель, соблюдая правила, остановится в неположенном месте и его застанут те же инспекторы, - его тоже оштрафуют.
Точное количество ОДС на дорогах всех видов в Приангарье выяснить так и не удалось, но, по подсчетам Иркутского госуниверситета, проводившего исследование придорожного сервиса пару лет назад, вдоль трасс региона расположено около 600 АЗС и чуть более сотни объектов сопутствующего придорожного сервиса. Заметим, что, по данным министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, протяженность дорог федерального значения на территории региона без учета автозимников составляет 1,7 тысячи километров, а регионального - более 12 тысяч. Причем абсолютное большинство из сервисных объектов находится, во-первых, вдоль федеральных трасс, во-вторых, преимущественно в южных районах области, а в-третьих, на территории населенных пунктов. Кроме того, объектов, которые предоставляли бы комплексные услуги - СТО, автомойку, общепит, место отдыха, - единицы. А ведь кроме автотуристов и водителей грузовиков в подобных объектах крайне нуждаются водители междугородних автобусов и их пассажиры.
Причин неразвитости придорожной инфраструктуры две: первая - нерентабельность подобного бизнеса. В среднем транзитный поток через Иркутскую область по федеральным трассам Р-258 "Байкал" и Р-255 "Сибирь" - это около 3000 машин в сутки. По дорогам местного значения - максимум 1000 автомобилей. Вторая - сложности с землеотводом: за пределами населенных пунктов придорожные кафе и шиномонтаж могут либо располагаться на арендованной земле в полосе отвода дороги (но кто будет вкладываться в серьезный бизнес, если тебя могут "попросить" в любой момент?), либо пытаться переводить нужный участок из земель лесного фонда (это основная категория земель вдоль дорог в Сибири) в иные категории, а этот процесс может затянуться на несколько лет.
В начале этого года Росавтодор объявил, что на трассе Р-258 на территории Иркутской области уже начал реализовываться проект придорожного сервиса в соответствии с концепцией, утвержденной Федеральным дорожным агентством. Однако водители отмечают, что изменения появляются исключительно за счет частного бизнеса, потому что есть спрос на придорожный сервис, а вот программы развития инфраструктуры так и остались на бумаге. Хотя стоит отдать должное - дороги сильно изменились, за прошлый и этот год на федеральных трассах построили много новых участков.
Но тем не менее остается еще 12 тысяч километров региональных и почти столько же местных трасс...