Почему гроссмейстер и пианист Марк Тайманов стал "человеком-эпохой"

Говоря о Тайманове, так и хочется ввернуть избитое "человек-эпоха". Он учился у Ботвинника, был знаком с Вертинским, дружил с Ростроповичем и Шостаковичем, играл в шахматы с Че Геварой, общался с Черчиллем, обедал с главой сицилийской мафии...

Несколько лет назад, накануне своего 85-летия, Марк Евгеньевич приходил в редакцию "РГ" и тогда признался, что за всю жизнь не решил, кто он в первую очередь - шахматист или музыкант. Смеялся: "К счастью, у меня слабый характер, поэтому я так и не выбрал".

Получилось парадоксально хорошо в обеих сферах. В музыке - всемирная известность и официальное признание фортепианного дуэта Марк Тайманов - Любовь Брук (первая жена) в числе величайших пианистов двадцатого столетия. В шахматах - титул международного гроссмейстера и участие в соревнованиях претендентов на первенство мира. Во времена плотного железного занавеса музыкант и шахматист объездил весь мир, изящно чередуя матчи и концерты. "Во время турниров я отдыхаю от музыки, а во время концертов - от шахмат. Можно сказать, что я отдыхаю всю жизнь", - шутил Тайманов.

В 1971 году вся страна следила за четвертьфинальной встречей Марка Тайманова с Робертом Фишером. Наш гроссмейстер был разбит в пух и прах - 0:6. И незамедлительно был наказан. Когда шахматист возвращался домой, на таможне у него нашли "Раковый корпус" Солженицына, хотя обычно не досматривали. По словам гроссмейстера, начальник таможни не скрывал того, что это спланированная акция: "Если бы вы, Марк Евгеньевич, поприличнее сыграли с Фишером, я бы вам лично донес до такси хоть полное собрание сочинений Солженицына".

После фиаско Тайманов стал невыездным, лишился званий и титулов, но не отчаялся. Ведь когда у человека сразу два дела жизни, он не может оказаться невостребованным. Кстати, Мстислав Ростропович придумал по этому поводу шутку: "Вы слышали? У Солженицына большие неприятности. У него нашли книгу Тайманова "Защита Нимцовича"!" А сам гроссмейстер позже написал о скандальном матче еще одну книгу - "Я был жертвой Фишера".

Во время интервью пятилетней давности Марк Евгеньевич говорил о конце "золотого века" шахмат. Сетовал, что больше нет таких личностей, как великий Ласкер и блистательный Капабланка. Грустил, что компьютер выхолостил и обезличил современные шахматы.

Естественно, когда начался поединок Карлсен - Карякин, мы позвонили Тайманову. Трубку взяла жена. Марк Евгеньевич тогда уже был в реанимации. Конечно, надеялись на чудо, но чуда не произошло. Гроссмейстеру и пианисту было девяносто лет. Длинная, удивительная жизнь-игра - игра на фортепиано, игра в шахматы. Жизнь, насыщенная головокружительными событиями и потрясающими людьми.

Правда, если самого Марка Евгеньевича спросить о важнейшей встрече, он без запинки отвечал: "Конечно, это встреча из роддома моих близнецов - Машеньки и Димочки. На этом фоне все остальное кажется очень мелким".

Когда родились малыши, Тайманову было 78 лет. "Сложно? Ну что вы! - улыбался он. - У меня наконец-то появилось время. Соревнования, выступления, разъезды, гастроли - все это в прошлом, и я могу позволить себе полностью погрузиться в мир своих деток. Я никогда не был так счастлив".

Кстати

Марк Тайманов стал известным в 1936 году, когда одиннадцатилетним мальчиком сыграл главную роль юного скрипача в фильме "Концерт Бетховена". В качестве награды ему предложили выбрать любую секцию в только что открывшемся Дворце пионеров. Он пошел в шахматный клуб.

О шахматах и музыке

- Шахматы и музыка - они ведь очень близки по духу. Обе профессии требуют полета фантазии и в то же время - логического мышления. И еще эмоциональности. О, шахматист во время партии переживает ничуть не меньше, чем музыкант! Я рад, что так и не решился предать какую-то из своих профессий. Ведь, если бы я отказался от шахмат или музыки, жизнь моя была бы не в два, а в сто раз менее интересной.