Петр Павлович! На последнем заседании президиума вы доложили, что в городе открылись 123 зоны зимнего отдыха. Много это или мало?
Петр Бирюков: Ну, фактически по одной в каждом районе. На самом деле мест для отдыха зимой в городе гораздо больше. Если в 2010-м году в Москве с морозами открывалась 1 тысяча катков и всего 12 из них с искусственным покрытием, то сейчас катков - 1400, а искусственных - 90, или в 7,5 раза больше. Можно покататься на ВДНХ, где работает уже третью зиму самый большой каток в мире, а можно - на Патриарших прудах, где возродился исторический каток. Везде есть раздевалки, пункты проката, охрана, хорошее освещение, а рядом с большей частью - и кафе, где можно согреться, выпить горячего чая.
А любителям лыж куда посоветуете отправиться на прогулку?
Петр Бирюков: Да в ближайший от дома парк. Их в городе год от года все больше: в 2010-м году было 127, а сейчас уже 420. Город закупил 40 ретраков и порядка 120 снегоходов с прицепами, и проложить лыжню теперь ничего не стоит в любой момент. Проложено в настоящее время 220 лыжных трасс протяженностью 660 км, половина из которых освещенные. Но лыжников, как и конькобежцев, до сих пор очень огорчала переменчивость нашей погоды. Только настроятся в выходной выйти покататься, как вдруг все растает… Этой зимой мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил перед нами задачу справиться с этой проблемой и сделать лыжные трассы в парках и рядом с водоемами более долговременными. Нынешние технологии позволяют поставить так называемые пушки по наметыванию снега, которые могут набрасывать снег так же, как это делается на горнолыжных склонах.
Но на 660 км не намечешь!
Петр Бирюков: И не надо на все трассы метать. Достаточно для начала сделать хотя бы по одной лыжной трассе в районе, где до середины марта кататься можно независимо от того, плюс стоит на дворе или минус. Этой зимой мы попробуем провести такой эксперимент на пяти лыжных трассах - в Братеевском каскадном парке, Коломенском, Царицыно, Марьинском парке и Кузьминках.
И еще одно новшество нынешней зимней Москвы. На днях в парке Горького появился свой бесплатный сноуборд-парк с необычной горкой-трансформером. Он порадует экстремалов тремя склонами: первый - высотой шесть метров, предназначен для профессионалов, второй, чуть поменьше, для мастеров среднего уровня, а самый маленький - высотой 2,5 метра - для новичков. Словом, гарантирую: те, кто на зимние каникулы останутся в городе, не заскучают. Для этого нужно только одно: встать из-за праздничного стола и отправиться гулять по Москве. Просто пешком по соседнему скверу, заснеженному парку с лыжами и коньками или на площадки фестиваля "Путешествие в Рождество", который скоро откроется.
Где еще увидишь такое в России: декабрь на дворе, а в столице вовсю еще сажают деревья! Похоже, городской программе "Моя улица" ничто не способно помешать. Что удалось сделать в ходе ее реализации? Продолжится ли программа и в будущем году? И не мешает ли все-таки снег посадкам?
Петр Бирюков: Мы вели их до тех пор, пока в Москве не было больших морозов, и земля не промерзла. Для самих же деревьев зима, когда они спят, самое лучшее время для посадки. Особенно для крупномеров - в возрасте 25-35 лет, какие мы и начали в этом году высаживать в центре Москвы.
Даже на Тверской снова липы посадили, как они и росли там 25 лет тому назад, до 90-х годов прошлого века… Как думаете, выживут они среди такого потока транспорта с его выхлопными газами, какой сейчас в Москве?
Петр Бирюков: Надеюсь, что выживут. Ведь это липы, выращенные именно для городских условий. Их специально готовили, специально пересаживая с места на место - сначала каждые три года, потом - раз в пять лет. Из питомника в Москву они приехали с корневой системой, укрытой в коме земли двухметрового диаметра. Первые 56 деревьев на участке от улицы Моховой до Пушкинской площади высажены за минувшую осень, а всего на Тверской будет высажено 99 лип. Рядом с ними появятся так же 13 яблонь и один красный дуб - поближе к Афанасьевскому переулку. В течение года за самочувствие этих деревьев отвечает фирма-подрядчик. Если какое-то не приживется, она заменит его за свой счет. И лишь потом уход за ними возьмут на себя городские службы.
Как же удалось разместить такие большие деревья на центральной магистрали, где практически все подземное пространство забито подземными коммуникациями?
Петр Бирюков: Да, 20 лет назад их бездарно разместили прямо под тротуарами. А сейчас мы передвинули всю инженерию под проезжую часть. Причем, оборудовали для коммуникаций специальные колодцы, благодаря которым они теперь доступны в любой момент. Значит, в ближайшие 40-50 лет город точно не будет там ничего копать-ломать, а значит, сэкономит немалые бюджетные средства, которые до сих пор ежегодно уходили на ремонт всех этих труб и проводов. Пешеходную же часть расширили и постарались сделать комфортной для пешеходов. Вместо асфальта, который летом выбрасывал в воздух миллионы тонн вредных веществ, покрыли ее крупномерной гранитной плиткой.
И что, никакой альтернативы нет? Везде - только плитка?
Петр Бирюков: Ну почему же? Улицы столицы систематизированы и разделены на десять типов. Есть центральные, срединные, окраинные… На каждой из них - историческое освещение, свои элементы обустройства и мощения. Где-то плитка, где-то цветной асфальт, различные композиционные материалы тоже используем.
А цветники город намерен разбивать? Или во время кризиса не до цветочков?
Петр Бирюков: В Москве цветников - 880 га, мы будем поддерживать и в дальнейшем. Но в целях экономии на 35-40% будущей весной засадим их многолетниками. Это дешевле и не менее красиво.
А когда же Тверскую озеленят полностью, до Белорусского вокзала?
Петр Бирюков: В течение будущего, 2017-го года. Причем не просто до вокзала. В планах города - воссоздать исторический облик площади Тверской заставы со сквериком напротив Белорусского вокзала и памятником Горькому в центре его, который москвичи и гости столицы не видели там с 2005 года - именно тогда его переместили в парк искусств "Музеон". Закончим в 2017-м году работы и по благоустройству Садового кольца - на всех 12 км, а так же на Бульварном кольце и улицах вокруг Кремлевского кольца - Лубянке, Пречистенке, Волхонке. В общей сложности программа "Моя улица" затронет 70 улиц и переулков города, в то время как, напомню, в 2015-м мы начинали с 43, за 2016-й сделали более 60. Делается все в рекордно короткие сроки. Могли ли мы еще несколько лет назад предположить, что сможем за каких-то два с половиной месяца переложить вдоль и поперек ту же Тверскую? Но ведь сделали! По 2 тысячи единиц техники и по 5 тысяч человек одновременно работали, для того, чтобы перекрывать движение здесь, в самом центре городе, на максимально короткое время и доставлять как можно меньше неудобств москвичам и гостям столицы.
Что особенно приятно: эту работу правительства Москвы, начатую по инициативе мэра города Сергея Семеновича Собянина, поддерживают москвичи - более 1,5 млн горожан поделились своими идеями и предложениями по ее реализации на портале "Активный гражданин", и мы постарались большинство из них использовать в ходе благоустройства. А коллеги из столиц других стран признали программу "Моя улица" детищем мирового уровня. На всех международных урбанистических форумах в последнее время говорится о том, что этот опыт достоин широкого распространения.
От москвичей в "РГ" поступает много жалоб на то, что многие улицы во время дождей буквально тонут. Вот и по нашей улице Правды, когда с неба льет, не пройти, ни проехать. Власти собираются что-то делать с этим подтоплением?
Петр Бирюков: Эта проблема возникла в большей части города в связи с большими строительными работами, в ходе которых был нарушен водосток. Мы сейчас детально проанализировали всю территорию столицы. Определили 119 узловых точек, на которых в будущем году проведем работы по устройству дополнительных водостоков. И это теперь будет делаться везде, где ремонтируется асфальт или приводятся в порядок дворы - везде будут создаваться соответствующие уклоны, перемычки и так далее, чтобы дождевая вода сразу же уходила. Посмотрим, что можно сделать и у вас на улице Правды.
Наши читатели напоминают: деревья нужно не только сажать, но и ухаживать за ними, а когда приходит время, вовремя вырубать. "Службы же ЖКХ нередко бьют лишь по хвостам, убирая уже упавшие деревья, - пишет Михаил Синицын из Измайлово. - А надо бы, чтобы они вовремя обходили свои участки, составляли реестр на утилизацию и убирая отжившие. Это помогло бы предотвратить трагедии, подобные случившейся 1 декабря, когда на улице Парковой упало дерево и погибла девушка, а пожилая женщина получила тяжелую травму. Такая работа ведется в Москве?
Петр Бирюков: Конечно, ведется. Сейчас в городе как раз идет кронирование деревьев, и этот процесс продолжится до середины марта, пока не начнется прилет птиц, их гнездовье и высиживание яиц. Падают не только сухие деревья - с ними проще, они видны невооруженным глазом, но и с ослабленной корневой системой. Чаще всего тополя. Они в условиях города хорошо приживаются, поглощают много углекислого газа, очищая воздух. Но в то же время плохо переносят резкие перепады температуры воздуха и ледяные дожди, а москвичи за минувшую осень такие экстремальные пережили дважды. Причину трагедии в Измайлово, виновных и меру ответственности определят правоохранительные органы. Коммунальщики, конечно же, выводы из этого ЧП тоже сделали. Но если жители видят, что какое- то дерево на пути к дому или во дворе вызывает опасение, то подскажите об этом своей управляющей компании, напишите, наконец, просто на портал "Наш город". Мы будем благодарны за такую подсказку.