Владимир Андреевич, страну постигла новая большая беда. Поисково-спасательная операция в районе Сочи практически сразу превратилась в чисто поисковую. Тем не менее, отключая эмоции, хотя это сложно, сухим языком цифр расскажите, что сделали ваши подчиненные.
Владимир Пучков: Мы работаем рука об руку со всеми ведомствами. Взаимодействие налаживать не пришлось, оно давно налажено. Сразу, как только стало известно о катастрофе, все подключились к поискам.
Для обследования дна в акватории Черного моря сосредоточено 39 морских судов, задействованы катера Южного регионального поисково-спасательного отряда и Госинспекции по маломерным судам. Обследовано более 100 квадратных километров. К поисковым работам привлечена авиация, с помощью которой совершен облет секторов поиска площадью свыше 240 квадратных километров. В авиационную группу входят 16 самолетов, 16 вертолетов и 20 беспилотников. Наземные поисковые группы проводят обследование береговой линии. Ими обследовано свыше 10 километров побережья.
В районе обнаружения обломков самолета работают водолазы ЮРПСО, а также специалисты отряда "Центроспас" и центра "Лидер", которые прибыли в Сочи из Москвы .
Поисковые работы в районе крушения самолета продолжаются и в ночное время. В районе поиска установлены мощные прожекторы и световые башни, которые позволяют спасателям работать в темное время суток. С их помощью освещается территория до 80 метров вокруг судов, на которых они установлены. Всего к проведению работ привлечено более 3 тысяч человек и свыше 200 единиц техники.
Я хочу выразить глубокие соболезнования и от себя, и от всех российских спасателей родным и близким тех, кто погиб в авиакатастрофе.
Мы уже все привыкли к такому быстрому наращиванию сил и средств в районе любого ЧП. Как я понимаю, в этом состоит стратегия современного образа МЧС - максимально быстро прибыть на место, приступить к ликвидации, спасти. А как вы видите дальнейшее развитие вашей службы? МЧС будущего - какое оно?
Владимир Пучков: Это универсальная максимально эффективная спасательная служба, способная работать в любой точке мира. Причем не только составленная на профессиональной основе, но с большим упором на добровольцев. Развитие добровольчества на местах очень важное направление в нашей работе.
В условиях слабой транспортной инфраструктуры необходимо, чтобы в каждом труднодоступном уголке были собственные пожарно-спасательные добровольческие силы.
Наши спасатели и сейчас способны работать везде, что не раз доказывали, и в Японии, и в Индонезии, и в Непале.
Владимир Пучков: Это верно, но надо понимать, что дело не только в функциональных способностях. Существуют международные нормы и критерии, которым должен соответствовать любой аттестованный отряд. Эти критерии очень серьезные. И в данном случае речь идет не только об ооновских критериях системы ИНСАРАГ, но и, скажем, о критериях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации гражданской обороны (МОГО) и других. Отряд спасателей, прибыв из другой страны, не должен создавать проблем местным властям с размещением и коммуницированием, а это значит, что те спасатели, которые прибыли в страну, должны знать на приличном уровне как минимум английский язык.
У нас есть такой отряд - "Центроспас". Он первым в мире прошел аттестацию по международной системе ООН.
А в идеале все российские спасатели должны владеть иностранными языками?
Владимир Пучков: Беды становятся все более масштабными и глобальными, поэтому, конечно, с ними надо будет справляться всем миром. Мы будет стремиться все остальные отряды аттестовать по международным методикам. Это процедура примерно лет на 5 - 6, поскольку невозможно сразу обучить человека иностранному языку. Но в идеале все спасатели должны свободно владеть английским.
Может, в МЧС установить новые критерии приема? Брать только с английским?
Владимир Пучков: Да, можно набрать выпускников со знанием языков из Мориса Тореза или МГИМО, но это не будут спасатели. А нам нужны в первую очередь именно профессионалы. При этом они должны владеть помимо своей еще двумя-тремя смежными специальностями. Скажем, должны владеть сварочными работами, в том числе под водой. Я с трудом представляю себе сварщика из МГИМО.
Но и это не все. Для универсальной спасательной службы необходима единая методика, единая структура, единая унификация оборудования.
Воинские формирования должны уметь выполнять весь спектр работ в условиях химического, биологического и радиационного заражения, владеть навыками разминирования.
Новая для нас тема - это авиадесантные подразделения. Уже сейчас это 13,5 тысячи человек, которые имеют экипировку, опыт и готовы к перемещению в любую точку страны, чтобы первыми прибыть на помощь в самые труднодоступные места.
Что планируется улучшить в пожарных подразделениях?
Владимир Пучков: Выработка новых критериев оценки их эффективности. Первый этап этой работы будет завершен до конца 2020 года. Показатели в области пожарной безопасности мы планируем улучшить как минимум на 10 процентов.
На втором этапе, который продлится до 2025 года, мы планируем уменьшить потери от пожаров на 30 процентов. Этот проект мы реализуем под эгидой открытого правительства.
Очень важно поддержать те предприятия и объединения, которые производят экипировку, рукавное оборудование, специальную технику. Эти производства будут развиваться у нас, если инвестор будет видеть, что есть гарантированный спрос на такую продукцию. МЧС не первый год стремится закупать только российское, и эта тенденция будет продолжена.
Но сейчас все полны надеждами на скорое снятие или ослабление санкций. Растут цены на нефть. Возможно, что бюджет получит дополнительные доходы. Если в МЧС появится больше денег, на что вы их пустите?
Владимир Пучков: Главное, повторюсь, нам надо повышать эффективность всей нашей выстроенной системы, а не уповать на какие-то дополнительные вливания. Отменят санкции, не отменят, нам в любом случае надо внедрять современные подходы и развиваться за счет внутренних резервов. Вот на это надо настраиваться.
Хотя в 2015-м и в этом году были у нас кое-где руководители, которые сидели на местах и уповали на то, что кто-то о них позаботится, даст в конце года дополнительные финансы и они их так же бездарно потратят.
Думать надо о том, насколько каждая выделенная копейка сейчас способствует улучшению показателей по пожарам и спасенным жизням.
Жизнь все больше компьютеризируется, становится все более высокотехнологичной. А в этой сфере наша экономика отстает. Учитывая, что МЧС делает ставку на все отечественное, как думаете выходить из ситуации. Продолжать закупать импортное?
Владимир Пучков: В плане защиты населения и территорий от различных ЧС мы также делаем ставку на развитие IT-технологий. У нас в стране неплохие позиции по космическому мониторингу и прогнозированию различных опасностей. Спутниковая группировка и скорость обработки данных из космоса будут развиваться. Будет совершенствоваться и наземная системы лабораторного контроля, чтобы своевременно доводилась информация о самых ранних предвестниках ЧС.
Уже сейчас за последние 3 года достоверность прогноза МЧС увеличилась на 12 - 14 процентов. Так что мы уже нарастили за последние годы свой технический и технологический потенциал. Реализуя Сендайскую рамочную программу ООН от 2015 года, Россия ушла далеко вперед от многих даже самых развитых стран в сфере предупреждения и ликвидации ЧС.
Кроме того, сейчас полностью переформатирована система реагирования. На базе бывших пожарных депо и бывших спасательных подразделений создали пожарно-спасательные подразделения, которые теперь не только тушат пожары, но и ликвидируют все ЧС. В том числе выезжают на ДТП и даже занимаются таким казалось бы малозначительным делом, как снимают кошек с деревьев.
Именно в 2016 году мы создали пожарно-спасательные гарнизоны, прикрыв все муниципальные образования во всех федеральных округах.
Как будет развиваться гражданская оборона?
Владимир Пучков: Здесь все ясно. На днях президент подписал Указ "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года". Это наш программный документ, которым мы будем руководствоваться.
Главная цель реализации государственной политики в этой области обеспечить гарантированный уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз в современных экономических условиях.
Также планируется расширить международное сотрудничество по вопросам гражданской обороны и реализовать Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий на 2015 - 2030 годы.
Планируется продолжить работу на международном уровне по формированию международной сети координации международной гуманитарной деятельности, а также продвижению российских пожарно-спасательных технологий в зарубежные страны.
Какая техника необходима МЧС?
Владимир Пучков: Нам необходимы современные беспилотники отечественного производства с хорошими характеристиками по времени пребывания в воздухе и по оптике.
Кроме того, необходимо высокотехнологичное оборудование и программы, сопряженные с дронами, для того чтобы уже на стадии наблюдения реагирующие подразделения получали оптимальный план действий.
Элементы такого прообраза будущего мы наблюдаем сейчас. И это уже прорыв. Приведу пример: в Ярославской области при обрушении секции дома после взрыва газа мы запускали в каждое помещение и на каждый этаж сначала беспилотник, который не только снимал, но и сканировал все перед собой.
В идеале мы представляем себе, что эти исследования в течение секунд должны специальной программой быть обработаны в объеме 3D с выделением наиболее ненадежных мест и конструкций, готовых обвалиться. Чтобы, идя в полуразрушенный дом, спасатель знал всю картину и все слабые места.
Сейчас эти технологии совершенствуются и, например, только в этом году у нас налет на каждый беспилотник составляет более 200 часов.
Мы сейчас составляем техзадания для отечественных производителей и планируем прорыв в следующем году по малогабаритной высокоинтеллектуальной устойчивой робототехнике, которая будет работать в тоннелях, шахтах, больших завалах, мгновенно обрабатывая данные и готовя на основании своих исследований управленческие решения для руководителей операций.
Над решением этой задачи сейчас трудятся специалисты из МГУ, МГТУ им. Баумана и других вузов.
То есть речь идет о системах с элементами искусственного интеллекта?
Владимир Пучков: Да. Мы хотим, чтобы в 2017-2018 годах такие интеллектуальные мини-роботы появились в каждом подразделении.