Достаточно сказать, что в этом году целых три представителя т.н. "большой четверки" американского трэша выпустили по лонгплею. Пока великие Slayer отдыхают после мощнейшего Repentless, ставшего одним из главных альбомов 2015-го, остальные пытаются выползти из этой гигантской тени. И если Metallica разродилась лишь недавно, Megadeth открыли сезон уже в январе. Самая консервативная среди небожителей жанра команда не обманула ожиданий. Dystopia -в меру скоростной трэш высочайшего качества, мелодически интересный и не теряющий своей сыновьей связи с хеви. Ровно то, что нужно от Megadeth.
Вскоре, в феврале, поклонников порадовали соратники по "четверке" Anthrax. Провокаторы-экспериментаторы, в девяностых и нулевых проявлявшие заметный интерес к новомодным тогда веяниям, теперь становятся все консервативнее и активно двигаются в сторону классического хеви - хотя и от грувовых элементов окончательно не открещиваются. Одиннадцатый студийник признанных королей стиля - вполне достойное продолжение выдающейся дискографии. Агрессивность и скорость при эпическом размахе и фирменной мрачной атмосфере - важнейшие составляющие мощи Anthrax на месте. Впрочем, признаем, что бывали у них записи и повеселее.
Но не "четверкой" единой жив американский трэш. Такой уважаемый коллектив, как Testament, в нее, например, не включили. Что не мешает ему иметь культовый статус, и это подтвердил ураганный московский концерт, прошедший минувшим летом. А уже осенью они выпустили Brotherhood of Snake, в поддержку которого и ездили по миру. Пластинка стала одиннадцатой для Testament - как и For All the Kings для Anthrax. Дискография у Testament куда менее эклектична, так что здесь без неожиданностей - все ценители "олдскульного" и слегка модернизированного трэша будут довольны. Testament не разочаровывал прежде, не разочаровал и сейчас. Когда группа в 2016 году записывает такие боевики, как Centuries of Suffering, "большой четверке" в полном составе следует на время уважительно отойти в сторону.
Если вы вдруг подзабыли группу Metal Church, самое время о ней вспомнить. Мужики, с 1980 года рубящие яростный метал, вновь смахнули пыль с гитар. Еще один альбом с порядковым номером одиннадцать в нашей подборке - и получился он ничуть не хуже предыдущего релиза "Церкви", вышедшего два года назад. Старый добрый скоростной NWOBHM с трэшевыми нотками. Кстати, молодые душой стариканы уже задумали новый диск.
Кто еще знает толк в "олдовом" трэше и не сдает позиции - так это легендарные Death Angel. Бескомпромиссный диск The Evil Divide подтвердил: не зря команда возрождалась в 2001 году после нескольких лет перерыва. Многочисленные перетасовки состава никак не навредили умению калифорнийским монстрам рубить правильный метал восьмидесятых.
Еще немного неувядающей заокеанской классики в исполнении заслуженных ветеранов спид-трэша Flotsam And Jetsam. Одноименный альбом, как и обложка, явно намекает на попытку вернуться в 80-е. Определенно, некоторого успеха в этом достигнуть удалось.
В этой компании ощутимо не хватает Overkill, но отчаиваться не стоит: новый альбом The Grinding Wheel обещан уже на следующий год.
А теперь кое-что совершенно иное! Удалая кроссовер-команда Suicidal Tendencies с Майком Мьюиром во главе, укомплектованная самим Дэйвом Ломбардо, выдала на-гора новый зверский альбом. Первая пластинка с легендарным ударником Slayer вышла замечательной. Боевая смесь едкого хардкор-панка с трэшем, приправленная множеством всевозможных добавок от хеви до фанка и пронизанная экспериментальным бакетхедовым безумием - то, что надо для поднятия бодрости духа. Единственный омрачающий фактор - то, что релиз, по словам Мьюира, может стать последним для проекта. Что ж, если и так, то это очень удачный финал.
Унывать решительно некогда, когда происходят такие события, как реюньон одного из хедлайнеров грув-сцены нулевых Superjoint Ritual. Распавшийся в 2004-м коллектив собрался вновь в обновленном составе под слегка измененной вывеской. Первый за 13 лет и третий в дискографии студийный альбом этого проекта фронтмена Pantera и Down Фила Ансельмо однозначно держит марку.
Раз уж речь зашла об экспериментаторах и кроссовере, грех не вспомнить Prong, выпустивших десятый (ну чем не "Металлика", хе-хе) студийный альбом. Тяга к жанровой мешанине никуда не исчезла: X - No Absolutes - альбом очень разнообразный. Что, надо признать, не всегда ему идет на пользу. Но несколько удачных номеров одна из главных в кроссовере групп, конечно, не могли не организовать.
Но что мы все об Америке. Ведь и в Германии, другом важном центре трэш-метала, жизнь била ключом. У немцев есть своя "большая четверка" - "тевтонская". Две группы из четырех - Sodom и Destruction - выпустили в 2016-м по альбому. А великие и ужасные Kreator издадут свой Gods Of Violence в начале следующего года. Что касается свежего лонгплея Sodom, его без преувеличения можно назвать претендентом на звание лучшего в этому году - по крайней мере, среди классического трэша. Так "качать" в 2016-м не удавалось даже Megadeth и Anthrax. Вместе взятым.
Альбом содомовых коллег по цеху Destruction можно считать отличным дополнением к бронебойному Decision Day (даром что вышел чуть раньше). Очень крепкий и жесткий альбом. В песне Black metal, кстати, засветился Алекс Камарго из отличной бразильской дэт-метал-команды Krisiun. Теперь очередь за Kreator, вот уж кто не должен разочаровать.
Как и США, ФРГ есть чем гордиться и помимо 4 самых раскрученных банд. Играющие с середины восьмидесятых отборный трэш немецкого разлива Exumer собрались в конце нулевых после многолетнего перерыва. Это уже второй альбом после реюньона, который теперь точно никто не назовет бесполезным.
Accuser - еще одна немецкая группа-тяжеловес родом из восьмидесятых. Как часто бывает с теми, кто не смог быстро добиться мировой славы, судьба коллектива была непростой, что сказывалось на звуке, который то испытывал влияние американских метал-селебритиз, то вновь обращался к "тевтонским" корням. После возрождения группы в 2008-м уже вышли несколько альбомов. Последний из них, The Forlorn Divide, легко в энергичности посостязается с заокеанскими бестселлерами.
В самом деле, будто сговорились немецкие трэшеделы. Группа Protector, ведущая свою историю с 1986 года (правда, уже в девяностых состав успел полностью обновиться), отвлеклась от своего увлечения дэт-металом и вновь обратилась к приблэкованному трэшу, который играла изначально. Получилось на удивление свежо. По-своему, конечно.
А ведь есть еще группа Assassin, скоропостижно распавшаяся в 1988 году после выхода второго альбома и восстановившаяся в 2003-м. Combat Cathedral - третий релиз старого нового коллектива. Напор и мощь классического немецкого трэша, который Assassin заботливо сберегли и сохранили в XXI веке, обеспечили достойное место коллектива в ряду возрожденных легенд.
Северные соседи немцев, датчане, - тоже не чужая для жанра страна. Ведь там есть Artillery, далеко не последние в этом мире трэшеры. Воинственный запал, вполне отвечающий названию группы, ведущей свою историю аж с 1982-го, никуда у техничной датской команды не пропал, как и умение выпиливать запоминающиеся риффы. И это не может не радовать.
Не стоит забывать и про Бразилию, славную отнюдь не только колоссом Sepultura (который, кстати, готовит новую пищу для холиваров на хрестоматийную тему "Можно ли считать "Сепультуру" без братьев Кавалера "Сепультурой" - новая работа под названием Machine Messiah должна выйти в 2017-м). И речь не о многочисленных представителях старой школы бразильского трэша - есть и новые имена, достойные внимания. Например, Nevrosa, состоящая из трех оголтелых фурий. Это третий диск диковинного трио, и второй полноформатник. Как и на предыдущих записях, дамы убедительно доказывают: рецепты восьмидесятых не устарели и в умелых руках воплощаются в отличный крепкий материал, который и сегодня слушается с удовольствием.
Нельзя не обратить внимания на Польшу, где всемирно признанные короли дэт-метала "старой школы" вспомнили, откуда есть пошел этот самый дэт-метал, да и откуда они сами стали есть. Всеми любимый воинственный звук "ведер" никуда не делся, а разворот в сторону трэша аля-Slayer определенно удался. Особенно приятное дополнение - кавер на бессмертный хит Лемми Килмистера (вчера исполнился ровно год со времени его кончины) Overkill (не путать с вышеупомянутыми американскими трэшерами).