31.01.2017 21:20
    Поделиться

    Франк Шауфф: Сложно предположить, что санкции будут отменены

    В этом году приток прямых иностранных инвестиций в Россию должен возобновиться. В этом уверен глава Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, как и в том, что отмены санкций ждать пока не стоит. Об этом и многом другом он рассказал в интервью "РГ".

    Какие надежды европейский бизнес связывает с 2017 годом?

    Франк Шауфф: Мы надеемся, что геополитическая ситуация в мире изменится в лучшую сторону, и политика не будет в такой степени влиять на бизнес-процессы и торговлю между странами. Сложно предположить, что санкции будут отменены. Бизнес уже адаптировался к новым условиям работы.

    Многие европейские предприниматели говорят о том, что санкции мешают. Почему руководство ЕС не слышит свой бизнес?

    Франк Шауфф: С момента введения санкций АЕБ выступала против любых ограничений, как со стороны России, так и со стороны Евросоюза и США, мешающих работе компаний. Каждый год члены правления АЕБ встречаются с представителями Европарламента и Еврокомиссии в Брюсселе, где обсуждают, как политические решения напрямую влияют на бизнес и торговлю между странами.

    К сожалению, политики не прислушиваются к императивам экономики и по-прежнему ставят во главу угла политические вопросы. Бизнесу в свою очередь приходится учиться работать в условиях изменившейся экономической реальности и менять свою инвестиционную стратегию. Надеемся, что эта тенденция вскоре изменится.

    Когда восстановится приток европейских инвестиций?

    Франк Шауфф: Согласно данным Центробанка, уровень прямых иностранных инвестиций в небанковский сектор России в 2016 году вырос. Надеемся, что такая положительная динамика сохранится. Можно предположить, что спад экономики закончен, и начиная с 2017 года будет стабилизация, а потом небольшой, но все же рост.

    Считают Россию привлекательным рынком и с оптимизмом оценивают его будущее 93 процента компаний

    Компании стали позитивнее оценивать свои перспективы на российском рынке. Из них 52 процента ожидают рост прибыли в течение следующих трех лет. По-прежнему считают Россию привлекательным рынком и с оптимизмом оценивают его будущее 93 процента компаний.

    Насколько интересен европейским компаниям специальный инвестиционный контракт (СПИК)?

    Франк Шауфф: Для многих он является проблемой. Например, компания, производящая большую линейку продукции, при заключении СПИК указывает, как правило, только определенный вид продукции. При этом она может производить сотни товаров. Но только продукту, указанному в СПИК, может быть присвоен статус "сделано в России", то есть статус присваивается не компании, а продукту. Могут возникнуть сложности, например, если компания решит производить еще дополнительно какую-либо продукцию в рамках СПИК. Изменения же в СПИК после его заключения сделать весьма проблематично.

    Мы работаем над поправками в постановление N 708 по специнвестконтрактам. Установленные положения об ответственности являются чрезмерными, поскольку накладывают слишком суровые санкции на инвестора, а это отталкивает многие компании от реализации инвестпроектов в рамках СПИК. Сейчас СПИК можно заключать только для создания либо модернизации или освоения производства промышленной продукции в России. Предлагаем также рассмотреть возможность включения в СПИК и ИT-услуг.

    За какими еще инициативами пристально наблюдаете?

    Франк Шауфф: Установление порядка утилизации отходов. Нам приходится сталкиваться с проблемами по правильному декларированию товаров. Текст закона, с одной стороны, написан слишком сложно, с другой стороны - в нем отсутствуют многие важные детали.

    Кроме того, АЕБ выступает против легализации параллельного импорта, когда наравне с официальными дилерами будут разрешены поставки товаров третьими лицами без официального разрешения компании-производителя. Это отдельный и сложный вопрос. Неспроста параллельный импорт запрещен в Евросоюзе. Его введение может повлиять на качество ввозимой продукции и безопасность для конечного потребителя. Более того, легализация параллельного импорта напрямую противоречит идеям импортозамещения и локализации производства.

    В России работают иностранные компании многих отраслей. Какие из них показывают худшие результаты деятельности?

    Франк Шауфф: В кризисные времена люди начинают экономить, в первую очередь, на технике, поэтому самые показательные данные у комитета производителей автомобилей АЕБ. В 2016 году продажи автомобилей по сравнению с 2015 годом упали на 11 процентов. Однако в ноябре 2016-го впервые за два года начался небольшой рост продаж автомобилей. Комитет автопроизводителей АЕБ считает, что у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту в 2017 году. Еще одна пострадавшая от кризиса отрасль - это производители строительной и спецтехники в России. По некоторым позициям продажи сократились на рекордные 69 процентов.

    Сколько компаний покинуло российский рынок за год? Какие сектора они представляли?

    Франк Шауфф: В основном это представители малого бизнеса, которые оказались неконкурентоспособными в условиях изменившегося рынка. Но многие из них покинули рынок России временно. Они ожидают восстановления экономики страны. Крупные иностранные компании не только не покинули рынок, но и начали экспорт из России, который в будущем может стать важным мотивирующим фактором для прихода иностранных инвесторов на российский рынок. В долгосрочной перспективе европейские компании ожидают уверенный рост, поэтому не собираются покидать российский рынок. Многие крупные иностранные компании заявили о наращивании инвестиций в Россию.

    Третьим лишним оказался иностранец

    В 2016 году европейские компании больше всего беспокоились о политической нестабильности и снижающейся доле иностранной продукции в закупках. Каковы основные опасения сегодня?

    Франк Шауфф: Одним из главных опасений европейского бизнеса являются препятствия к равному доступу на рынок российских и иностранных компаний. Компании - члены АЕБ, представляющие различные секторы экономики, обеспокоены последними тенденциями в сфере закупок. Например, процедура закупок в фармацевтическом секторе предполагает, что в первую очередь преимущества имеют производители лекарств полного цикла.

    Если таких производителей не находится, то срабатывает принцип "третий лишний" - преимущество получают те, кто осуществляет производство со стадии готовой лекарственной формы в России. Если же нет ни тех, ни других, то к торгам допускаются все участники.

    Такой подход, по нашему мнению, сдерживает развитие конкуренции на фармацевтическом рынке и может негативно сказаться на дальнейших инвестициях со стороны фармпроизводителей.

    Мы полагаем, что применение стимулирующих механизмов (налоговые и таможенные льготы, дифференцированные преференции при государственных закупках и т.д.) является гораздо более эффективным инструментом по привлечению инвестиций в локализацию производств.

    Беспокоит и постановление правительства N 925, устанавливающее приоритет товаров и услуг российского происхождения по отношению к товарам и услугам, оказываемым иностранными юридическими лицами. Документ вводит ограничения для закупок для госкорпораций, их дочерних обществ, бюджетных учреждений, других организаций с гос- участием.

    Например, при закупке программного обеспечения госзаказчики обязаны также отдавать предпочтение российским аналогам, в противном случае они должны быть готовы предоставить обоснование невозможности таких закупок. Это создает серьезные препятствия для развития программного обеспечения, локализации международных компаний в России. Схожие вопросы есть и в области коммерческого транспорта, дорожно-строительной и специальной техники.

    Поделиться