В тоже время и республиканцам удалось одержать важную победу - завершить дебаты в сенате по кандидатуре госсекретаря США Рекса Тиллерсона. За прекращение обсуждения высказались 56 сенаторов, против - 43. Ожидается, что итоговое голосование верхней палаты по его утверждению состоится в ближайшие дни, возможно, уже в среду.
Трамп во вторник раскритиковал тактику оппонентов в своем "Твиттер": "Когда же демократы дадут нам генерального прокурора и остальных членов кабинета! Им должно быть стыдно за свои действия! Неудивительно, что в Вашингтоне ничего не работает". Гнев Трампа был вызван еще и тем, что в понедельник он уволил и.о. генерального прокурора Салли Йейтс за отказ искать юридическое обоснование для его указа по миграционной политике. Йейтс досталась ему по наследству от администрации Барака Обамы и исполняла обязанности до утверждения кандидатуры генпрокурора Джеффа Сешнса, предложенной Трампом, которая пока зависла в сенате.
В заявлении пресс-службы Белого дома действия демократов назвали "обструкционизмом, с которым не сталкивались предыдущие президенты". Для сравнения приведена статистика. Сенат до сих пор не утвердил 17 предложенных президентом кандидатов на ключевые должности, включая госсекретаря, министра финансов и генерального прокурора. В 2009 году у Барака Обамы через 11 дней после инаугурации оставались неутвержденными лишь 7 человек, а у Джорджа Буша-младшего в 2001 году - только четверо.
Такое количество пустующих вакансий, безусловно, осложняет работу новой администрации, поскольку многие ключевые ведомства в отсутствие руководства фактически выключены из процесса.
В целом же приемы такого рода в отношении президента не новы в американской политике. Республиканцы охотно пользовались ими для блокирования кандидатур Барака Обамы. Демократы в ответ на упреки оппонентов любят напоминать о грустном случае, когда выдвинутая Обамой на должность посла на Багамских островах Кассандра Баттс из-за блокирования сенатора-республиканца прождала утверждения более двух лет и, так и не дождавшись, скончалась.
Процедура утверждения такова. Сначала претендента на должность секретаря (так в США называют министров - прим. "РГ") заслушивает профильный комитет. Например, для должности госсекретаря это комитет по международным делам, для министра обороны - комитет по вооруженным силам. Затем члены комитета голосуют, высказывая положительную, нейтральную либо отрицательную рекомендацию, или же могут вообще не голосовать. Итог определяется раскладом голосов среди присутствующих сенаторов, но для голосования необходим кворум - участие хотя бы одного представителя от каждой партии. Положительная рекомендация комитета играет на руку кандидату, но сенат может рассмотреть его даже при отрицательной рекомендации или ее отсутствии.
Затем кандидатура отправляется на рассмотрение полного состава сената, где начинается ее обсуждение. После завершения прений сенат голосует. Для утверждения члена кабинета министров необходим 51 голос.
Республиканцы обладают большинством в сенате - у них 52 голоса против 48 у демократов. Кроме того, это дает республиканцам преимущество в 1-2 голоса и в каждом комитете. Соответственно, демократы только лишь своими голосами не могут добиться ни блокирования кандидатуры полным составом сената, ни негативных рекомендаций со стороны профильных комитетов. Для этого им нужна поддержка хотя бы одного или двух республиканцев. Но ни один из республиканцев пока не выразил намерения голосовать против выдвиженцев президента. Поэтому в конечном итоге утверждение всех предложенных Трампом кандидатур сомнения пока не вызывает. Это лишь вопрос времени.
Что в силах демократов, так это попробовать затянуть процедуру утверждения, чем они и занимаются. Сначала дотошно допрашивая выдвиженцев Трампа и, таким образом, не позволяя, например, провести несколько слушаний за день. Так, Тиллерсона брифинговали около 9 часов. Затем, бойкотируя голосования комитетов, что лишает республиканцев возможности дать положительную рекомендацию претенденту. Этим и воспользовались демократы в финансовом комитете, которые всей фракцией покинули во вторник голосование по кандидатурам глав минздрава и минфина.
Но в конечном итоге верхняя палата может начать обсуждение кандидатуры вне зависимости от действий комитета. На этом этапе каждый сенатор не ограничен во времени выступления и может разглагольствовать хоть целый день. 48 демократов теоретически могли бы растянуть процедуру прений на несколько недель, а то и месяцев. Но по решению 51 сенатора из 100 обсуждение может быть завершено и кандидатура уходит на итоговое голосование. Напомним, у республиканцев 52 голоса. Это правило было применено в случае с Тиллерсоном. Решением большинства сенаторов прения по его кандидатуре должны завершиться через 30 часов, после чего можно планировать голосование.
Примечательно, что эту яму бессилия демократы выкопали себе сами. До 2013 года для прекращения дебатов по кандидатуре на такого рода должности требовалось 60 из 100 голосов сенаторов. То есть само утверждение происходило большинством в 51 голос, как и сейчас, но партия меньшинства могла на месяцы растягивать процесс обсуждения в сенате. Тогда республиканцы были в меньшинстве, но имели больше 40 голосов и иногда пользовались этим для блокирования кандидатур Обамы. И в ноябре 2013 года демократическое большинство, дабы облегчить жизнь Обаме проголосовало за упрощение процедуры. С тех пор для прекращения дебатов необходим всего 51 голос из 100.
Лидер республиканцев в сенате Митч Макконнелл предупреждал коллег-демократов: "Я говорю моим друзьям по ту сторону, вы пожалеете об этом. И пожалеете гораздо быстрее, чем вам может казаться". Тогда слова Макконнелла, вероятно, казались демократам пустой страшилкой. Они контролировали Белый дом и верхнюю палату конгресса, республиканская партия пыталась найти себя после фиаско на президентских выборах 2012 года. Никто и вообразить не мог, что всего три года спустя в руках республиканцев окажется и Белый дом, и обе палаты конгресса, да еще во главе с Дональдом Трампом.
Сегодня, как и предрекал Макконнелл, бумеранг сторицей вернулся к нетерпеливым сторонникам Обамы. Благодаря собственноручно установленным правилам они лишились инструмента, который помог бы им заблокировать неугодные кандидатуры. А Трамп может делать свой выбор не оглядываясь на предпочтения оппозиции.