Поэтому эксперты уже создали так называемую математическую модель последнего полета Ту-154. В ней, по данным издания, заложены траектория полета лайнера и параметры работы всех его систем, включая режим двигателей и положение рулей. На основании этих данных специалисты планируют рассчитать на компьютере взлетный вес самолета и его центровку.
За комментарием "РГ" обратилась к начальнику Летно-испытательного центра ГосНИИ гражданской авиации, заслуженному летчику-испытателю, Герою России Рубену Есаяну.
Рубен Татевосович, расшифровка черных ящиков, как говорят, не внесла ясности, почему разбился самолет. Ситуация в расследовании экстраординарная?
Рубен Есаян: Пока экстраординарная. Поэтому математическую модель должны сложить и посмотреть по одной простой причине, что отказа материальной части нет.
К специалистам вашего института, лично к вам не обращались за помощью?
Рубен Есаян: Пока нет. Наверное, обратятся.
Как вы считаете, в принципе причина авиакатастрофы может быть все-таки определена?
Рубен Есаян: Конечно. Она должна быть определена. И математическая модель может помочь внести какую-то ясность.
Как говорят эксперты, полученный результат математической модели позволит подтвердить или опровергнуть, скажем, высказанные раннее такие версии причин катастрофы, как перегрузка самолета или неправильное расположение грузов и пассажиров на борту.
Напомним, самолет Ту-154 Минобороны России, который направлялся в сирийскую Латакию, пропал с радаров практически сразу после взлета. На борту лайнера находились 92 человека, в том числе артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова и журналисты. Все они погибли.
Рубен Есаян пояснил "РГ", где на Ту-154 были установлены "черные ящики". Так, под пилотской кабиной был установлен магнитный регистратор МСРП-64. Это "самописец", который снимает все параметры всех систем самолета. И стоит второй "самописец" - речевой, чисто магнитофон, который записывает все переговоры в кабине экипажа. В хвосте самолета точное их повторение. Если самолет вдруг носом ударился, в хвостовой части находятся аварийные.
Если "самописец" сильно поврежден или даже разрушен, можно ли восстановить запись?
Рубен Есаян: Должны. Полностью герметичный корпус бортового самописца делается из титана или высокопрочной стали, внутри находится мощный слой теплоизоляции и демпфирующих материалов. Защищенный бортовой носитель способен выдержать ударную нагрузку до 1000 g и воздействие температуры до 1100 градусов по Цельсию в течение 50 минут.
30 лет для самолета большой возраст?
Рубен Есаян: Ту-154, как и любой другой самолет, имеет календарный срок, сколько лет он может эксплуатироваться, а также срок по налету. У Ту-154 это 30 лет и 35 тысяч летных часов. А на разбившемся самолете и 7 тысяч часов не было. Он использовался от случая к случаю.