Каким может быть первый в России летающий внедорожник
Официально речь идет об отборе предложений по выпуску "Демонстратора летательного аппарата вертикального или сверхкороткого взлета и посадки". Но, по сути, от изобретателей ждут именно проект летающего внедорожника, способного перевозить пассажиров и грузы там, где заканчиваются дороги, но при этом не развита авиационная инфраструктура.
"Нам нужен "летающий автомобиль" - по доступности, по возможности управления. Речь идет о полноценном летательном аппарате, но с транспортной и пилотируемой доступностью автомобиля. До сих пор существует большая разница между пилотом и водителем. Эту разницу надо стереть - такая сверхзадача", - заявил на встрече с инженерами предприятий-производителей ведущий консультант направления физико-технических исследований фонда Ян Чибисов.
- Аэромобили - очень перспективная разработка, - прокомментировал "РГ" эту новость, которая еще несколько лет назад могла бы вызвать ироничную улыбку, первый вице-президент "Российского союза инженеров" Иван Андриевский. - РФПИ делает абсолютно верный шаг, который подтверждается тем, что сооснователь Google, а также Airbus и Uber занимаются активной разработкой летающих авто. Не говоря уже о множестве других стартапов в других странах - AeroMobil в Словакии, Urban Aeronautics в Израиле, EHang в Китае, Carplane в Германии и так далее.
О словацком проекте "РГ" писала - в нынешнем году его разработчики уже намерены начать продажи летающих машин. Правда, в спросе приходится сомневаться. Стоить AeroMobil 3.0 будет порядка 200 тысяч евро - за эту сумму можно приобрести, например, небольшой самолет. Еще одна проблема - чтобы поднять автомобиль в воздух, ему требуется довольно солидный разбег - по разным данным от 200 до 310 метров. Понятно, что это ограничивает возможности необычного транспортного средства.
- Летающий автомобиль должен иметь электромотор, поскольку уже сейчас понятно, что за электрокарами будущее, - отмечает Иван Андриевский, которого мы попросили предположить, каким может быть идеальный аэромобиль. - Сегодня такой аппарат разрабатывается и с двигателем внутреннего сгорания (AeroMobil), но это гибридная модель (воздух+земля). Кроме того, это объясняется тем, что электрокарам потребуются годы, чтобы завоевать массовый рынок. Аэромобили должны быть сравнительно небольшими (до двух тонн), компактными машинами, которыми можно легко научиться управлять - управление не должно быть сложнее, чем автомобилем. Обязательно наличие автопилота. Очень возможно, что получит распространение чисто беспилотная модель по четко заданным маршрутам.
По мнению Ивана Андриевского, в далекой перспективе, вероятно, будет стерта граница между наземным и воздушным транспортом, что, собственно, уже сейчас предполагает разработка словацких инженеров. Однако, уверен эксперт, с технической точки зрения будут реализованы самые различные модели, например, дроноподобные машины (EHang) или вариации конвертопланов (Zee.Aero), в том числе имеющих крылья с изменяемым углом атаки (Vahana).
Какой-то из этих вариантов, не исключено, и будет использован при создании первого российского летающего внедорожника. Пока о нем известно только две вещи: предполагается наличие автоматической системы управления (хотя полностью беспилотным аэромобиль не будет) и возможность использования для взлета и посадки компактной площадки размером 50 на 50 метров.
- Первым аэромобилям потребуется специальная зона для взлета. Но в будущем, возможно, необходимость в ней отпадет, - размышляет Иван Андриевский. - Также необходима система катапультирования с парашютом, обеспечивающая безопасность перелетов. Скорость и высота - эти параметры будут еще не раз корректироваться в процессе испытаний. Сейчас это, соответственно, до 200 км/ч и от двух до четырех километров.
Сколько же лет нужно человечеству, чтобы пересесть на такие машины? Вынеся за скобки амбиции словаков, можно быть уверенными в том, что первые полноценные рабочие модели аэромобилей появятся через несколько лет. А через 5-10 лет, по мнению эксперта, летающие авто будут не более удивительными, чем, скажем, дельтапланы. Но на то, чтобы они стали действительно популярными и относительно доступными, понадобится еще лет 20-50.
- На распространение будет очень влиять скорость развития технологий, в частности, аккумуляторов (возможны различные технологичные прорывы, которые ускорят процесс внедрения электромоторов) и законодательные решения стран, облегчающие создание и развитие беспилотных и аэромобильных технологий и соответствующей им инфраструктуры. Нужно учесть, что придется разработать и принять ряд совершенно новых законов, определяющих законные маршруты, различные технические стандарты, и обеспечить защиту пассажиров и населения от несчастных случаев. Не говоря уже о создании нового типа полиции - воздушного, - констатировал Иван Андриевский.
AeroMobil 3.0
Словацкий образец летающей машины, который собираются массово производить и продавать в 2017 году.
Pal-V One
Созданный в Голландии один из самых интересных с точки зрения вождения автожиров - летательных аппаратов, которые изобрели еще в 20-е годы прошлого столетия.
Terrafugia Transition
Американский образец летающего автомобиля - а скорее "складной самолет" - был официально признан в США в 2010 году.
Maveric
Оригинальная смесь "горячего" багги и параплана, летающего за счет работы пятилопастного винта и парашюта.
Aerocar
Один из первых в мире летающих автомобилей, появившийся в США еще в 1949 году, был похож на передвигающуюся самостоятельно кабину самолетика, к которому при необходимости цепляли крылья с хвостом.
Бонус: "Тавролайнер"
Без комментариев.