От столицы региона до этого большого татарского села - всего полчаса езды. Белозерье - головная боль для мордовских чиновников и силовиков. Здесь в магазинах не продают ни алкоголя, ни сигарет. Хорошо? Да. Но, по официальным данным, 20 местных уроженцев воюют в Сирии на стороне боевиков. Здесь на три тысячи жителей восемь мечетей. Все женщины носят хиджабы и платья в пол.
- Я начала преподавать в Белозерьевской школе в 1985 году, затем работала в других районах, а в 2007-м вернулась, - рассказывает директор сельской школы Вера Липатова. - Никогда прежде ни учителя, ни ученицы не ходили на уроки в платках и хиджабах. Платки носили только женщины в возрасте. Но в конце 90-х в Белозерье появились новые люди. А вскоре местные жительницы облачились в хиджабы...
В те годы в селе обосновался Олег Марушкин, именовавший себя Абузаром, - бывший "афганец", заразившийся идеями радикального ислама. Некоторое время спустя по "настоятельной просьбе" силовиков "эмир Абузар" покинул Мордовию, а затем и Россию. Вслед за ним отправились несколько десятков его сторонников. Но село с тех пор расколото: в старейшей мечети придерживаются "старого" традиционного ислама, еще две разделены, в пять других ходят исключительно "новые" мусульмане. Многие из них, как считают эксперты, являются приверженцами салафизма.
Еще недавно - в начале "нулевых" - местные девочки доучивались максимум до седьмого класса. С 13-14 лет родители предпочитали вообще не выпускать их на улицу: в Белозерье бытовал средневековый обычай воровать невест и насильно выдавать их замуж. Потребовались годы, чтобы исправить ситуацию.
Сейчас в Белозерьевской школе учатся дочери тех женщин, которые в свое время не получили даже среднего образования.
Первый конфликт вокруг хиджабов вспыхнул в Белозерье осенью 2014 года, когда вступило в действие постановление правительства Мордовии о типовых требованиях к школьной одежде и внешнему виду учащихся государственных и муниципальных школ. Кроме предписания о введении единой школьной формы документ содержит ряд запретов: ученикам не разрешается красить волосы в неестественный цвет, делать пирсинг и яркий макияж, носить на занятия джинсы, мини-юбки, глубокое декольте, обувь на высоком каблуке, а также демонстрировать религиозную атрибутику и посещать уроки в головных уборах.
Все школы в татарских селах благополучно перешли на светскую форму одежды. Кроме Белозерья. Здесь отказывались снять платки с девочек, даже когда в феврале 2015-го Верховный суд РФ признал постановление №208 законным.
- В нашей школе никаких проблем с реализацией постановления не было. Мы ввели единую форму для учеников задолго до того, как это стало обязательным правилом для всех, - констатирует Наиль Янгляев, директор школы соседнего села Кривозерье с компактным проживанием татарского населения.
Когда ситуация в Белозерье зашла в тупик, руководству республики удалось найти компромисс: до четвертого класса девочки ходят без головного убора, с пятого разрешается дополнить форменное платье легким белым платочком. Кроме того, было обещано предоставить местной школе статус национальной, что давало право на ношение особой формы. Сейчас здесь преподают татарский язык и литературу. Тогда же администрацией школы были приняты и правила внутреннего распорядка, предписывающие педагогам вести уроки в светской одежде. Учительницы сняли хиджабы, но продолжали носить платки, согласившись завязывать их назад.
На этом конфликт вроде бы сошел на нет. Тем временем Белозерье оставалось в зоне особого внимания силовиков. Один из местных уроженцев был осужден в Москве за участие в подготовке подрыва "Сапсана" в составе экстремистской группы. Полтора года назад имам одной из мечетей села Равиль Абдулов получил срок за финансирование терроризма: он собирал и высылал деньги своему племяннику, воюющему на стороне сирийских боевиков. А в декабре 2016-го перед визитом в школу комиссии регионального минобра всплыли шокирующие фото из социальных сетей: на них белозерские старшеклассницы позируют в арафатках и черных никабах, напоминающих одеяния шахидок-смертниц, с огнестрельным оружием в руках. На другом кадре три учительницы, упав на колени, совершают намаз в школьном кабинете…
22 декабря в Белозерьевской школе в третий раз за последние три года сменился директор: на этот пост была назначена Вера Липатова.
- Мы решили привести положение дел в соответствие с законом об образовании, - пояснила Липатова. - Я издала приказ, в котором требования ранее принятых правил внутреннего распорядка были дополнены и конкретизированы: для педагогов вводится строгий деловой костюм без головного убора. Все учителя - а их у нас 35 - были ознакомлены с документом под роспись. Тринадцать из них заявили, что не намерены выполнять приказ по религиозным убеждениям. У нас трудятся педагоги из других татарских сел - Кривозерья, Алтар - и все подчиняются общим правилам. У каждого из нас есть религиозные убеждения, но в первую очередь все мы - учителя.
На сегодня никто из педагогов-нарушителей не уволен: они продолжают вести занятия, бойкотируя приказ.
Происхождение фотографий, где их воспитанницы позируют с оружием в руках, учительницы объясняют "детской глупостью". За это время с "взбунтовавшимися педагогами" дважды встречался министр образования РМ Евгений Маркачев, однако прийти к компромиссу так и не удалось. В школе подчеркивают, что не воюют с мусульманскими платками - ведь администрация не требует снять платки с учениц.
- Да, на детей Белозерьевской школы давления не оказывается, - подтвердил адвокат Марат Ашимов. - Что касается педагогов, то вначале им грозили, что объявят несколько выговоров за несоблюдение требований администрации, а потом уволят по статье. Сейчас об этом речи уже не идет. Нами подан иск в суд с требованиями признать приказ директора дискриминационным и незаконным, а также снять дисциплинарные взыскания, наложенные на учителей за его неисполнение.
Первое слушание дела в Ромодановском районном суде назначено на 20 февраля.
Рушан Хазрат Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России:
- Сегодня, к сожалению, само понятие "хиджаб" стало очень политизировано и часто употребляется людьми, не понимающими его значения, с негативным оттенком. Но хиджаб - это не только религиозная атрибутика, это просто норма одежды для многих народов нашей многонациональной страны, и в нем нет никакой угрозы.
Я убежден, что конфликт в этой школе можно решить путем диалога, если все стороны захотят услышать друг друга. Еще недавно в Белозерье родители не пускали девочек учиться в светские школы. Духовное управление мусульман Российской Федерации сделало очень многое, чтобы убедить их, что девочкам тоже нужно получать образование. Сегодня девочки ходят в обычные школы, но хотят носить на голове платок. Почему бы и нет? Это важный шаг на пути социализации мусульманской общины. Мы же, люди разных национальностей и разных религиозных культур, заинтересованы в том, чтобы жить в развитом гражданском обществе. А уважение друг к другу возможно только через познание и диалог.
Игорь Баринов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей:
- Межнациональное и межконфессиональное взаимопонимание - тонкая материя. Очень важно избежать перегибов в любую сторону. Столь же важно не допустить формирования условий для каких-либо экстремистских проявлений по национальному или религиозному признаку. В России много мест с компактным проживанием представителей той или иной национальности, исповедующих ту или иную религию. В стране есть все возможности для реализации культурных и духовных потребностей всех народов и религий. Просто при этом необходимо уважать права других людей, другой веры и национальности, атеистов, живущих по соседству.
Что же касается ситуации в Белозерье, думаю, ее нужно рассматривать исключительно в правовом поле. Обязательно - с объективным учетом мнений всех заинтересованных сторон. Тут как никогда нужны договороспособность, законопослушность и терпимость.
Подготовили Владимир Емельяненко, Наталья Лебедева.
Евгений Маркачев, министр образования РМ:
- Принятое в 2014 году постановление правительства РМ № 208 устанавливает единые требования к школьной одежде и внешнему облику обучающихся независимо от их национальности, религиозной принадлежности, вероисповедания и социального статуса. Сделано это было для обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных школах, как того требует федеральное законодательство, в целях исключения конфликта прав и интересов представителей различных религиозных конфессий, а также уважения плюрализма и свободы атеистов. Ношение единой формы в светской школе не может рассматриваться как ограничение свободы совести и вероисповедания.
Тогда же в Белозерьевской школе были утверждены "Кодекс профессиональной этики педагогов", "Правила внутреннего трудового распорядка", "О школьной форме и внешнем виде учащихся", в которых указывалось, что внешний вид педагогов и учащихся должен соответствовать светскому стилю. Со всеми участниками учебного процесса ведется систематическая работа. В итоге девочки младших классов стали ходить в школу без хиджабов, однако это требование не выполняется ученицами 5-11 классов. Значительная часть педагогов, являясь примером для учеников, также не придерживаются делового светского стиля в одежде.
В 2016 году Белозерьевская школа стала участницей комплексного проекта "Разработка и внедрение стратегии поддержки школ РМ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты" на 2017-2018 годы. Итоги срезовых контрольных работ здесь показали низкое качество знаний учащихся.
Намаз в настоящее время в школе не проводится, но анализ посещаемости говорит о том, что мальчики из старших классов систематически пропускают занятия по пятницам.
Валерий Юрченков, сопредседатель Общественной палаты РМ:
- В селе с населением около 3 000 человек лишь немногим более 300 жителей в 2016 году официально осуществляли трудовую деятельность. В прошедшем году в бюджет было собрано всего 882 тысячи рублей налоговых выплат. За этот же период на развитие инфраструктуры села из бюджета республики выделено 15 миллионов рублей, то есть в 17 раз больше. Однако главной проблемой Белозерья является приверженность части его жителей к идеологии нетрадиционных для мусульман Поволжья форм ислама, привнесенных радикальными проповедниками в 90-е годы. В частности, ношение элементов одежды, традиционной для арабских стран, Афганистана и Пакистана (прежде всего хиджаба, никаба и паранджи), не является национальной традицией российских татар и до 90-х годов не имело распространения в данном селе.
Проведенный в 2015 году комплексный социологический опрос татар Мордовии показал, что лишь семь процентов из них положительно относятся к распространению в их среде арабских норм и традиций.