В ДФО создали уникальную концепцию безопасности дорожного движения
Ученые Тихоокеанского госуниверситета разработали уникальную концепцию безопасности дорожного движения для Хабаровского края, в основу которой легла интеллектуальная система управления. Каким образом она поможет снизить смертность на дорогах, объясняет заместитель председателя общественного совета министерства транспорта и промышленности региона Игорь Пугачев.
Игорь Николаевич, что нового предлагает концепция дальневосточных ученых?
Игорь Пугачев: Сегодня вся статистика и аналитика ГИБДД ведется лишь по так называемым отчетным ДТП, то есть тем, где есть погибшие и раненые. Неотчетные - это аварии с незначительными ущербом и повреждениями.
Соответственно, места концентрации ДТП, то есть участки дорог, на которых постоянно происходят аварии, считают только по отчетным дорожно-транспортным происшествиям. За последние три года на дорогах Хабаровского края произошло 60 тысяч столкновений в 16 тысячах мест. Но мест концентрации, по данным ГИБДД, всего семь. А если рассмотреть все аварии, где автомобили получили небольшой ущерб и люди не пострадали, таких очагов вне населенных пунктов - 71. Казалось бы, жертв нет, и слава богу, но машины там бьются и бьются, так что рано или поздно погибшие будут. Но этот большой пласт ДТП остается вне поля зрения госинспекции. Ученые пытаются переломить ситуацию.
Впервые в России специалисты ТОГУ ввели понятие "участники безопасности дорожного движения", прописали их функции и полномочия. Сейчас очень остро стоит проблема несовершенства действующей системы управления БДД. Значительное число различных организаций занимается безопасностью движения, а как бились десятки тысяч людей на дорогах, так и бьются. Предлагается на территории региона объединить все структуры, которые так или иначе связаны с БДД.
Разработана схема, состоящая из десятков элементов - от обычных автолюбителей до муниципальной, региональной и федеральной властей, все они так или иначе задействованы в программе безопасности движения, но сейчас между собой никак не контактируют. Каждый на своем уровне занимается безопасностью. Когда происходят "всплески" аварий, региональная межведомственная комиссия в крае начинает активно разбираться и взаимодействовать с какими-либо из этих "элементов". А когда принимается решение по БДД, в нем называют двух-трех участников (из десятков!), на которых возлагают ответственность. На всех остальных влияния нет.
Настала пора через интеллектуальные технологии - сегодня это вполне разумно и реально - получать информацию с дорог и доводить ее до сведения каждого участника БДД через краевой ситуационный центр безопасности. На основе ежедневного анализа дорожной ситуации центру необходимо принимать решения, выдавать рекомендации конкретной группе участников и, что важно, контролировать выполнение заданий.
Как это будет работать?
Игорь Пугачев: Для создания и развития системы БДД и интеллектуального управления дорожно-транспортным комплексом необходимо формирование инфраструктуры на основе IT-технологий. Сюда входит система фотовидеофиксации и весогабаритного контроля, видеоконтроль за дорожной ситуацией, подсистемы позиционирования участников дорожного движения, метеомониторинг, а также мониторинг состояния дорог, чего вообще пока в РФ нет - и это впервые будет внедрено в Хабаровском крае. IT-система должна вовремя подать сигнал о возможной опасности, а соответствующая структура - предупредить потенциальные ДТП.
Если концепция будет принята, к 2018 году количество очагов аварийности в крае должно уменьшиться на 50 процентов, а к 2025-му - на 85. Кстати, авторы концепции предлагают, чтобы за этими участками следили страховые компании. Нужно дать им такие права, потому что в случае аварий они деньги выплачивают. Когда точка объявляется местом концентрации ДТП, владелец дороги должен принять меры для ликвидации потенциальной опасности. Но если он не делает этого, страховым компаниям следует предъявлять ему иск за невыполнение таких требований.
На первом этапе количество погибших в ДТП к 2022 году должно уменьшиться на треть (в 2015 году аварии унесли жизни 204 человек). Если же не принимать мер, число происшествий будет увеличиваться из-за роста автомобилизации и недостаточной развитости дорожной сети.
На реализацию программы понадобится почти 18 миллиардов рублей из федеральной, краевой, муниципальной казны и внебюджетных источников.
В теории все это звучит хорошо, а как будет применено на практике? Вот едет автобус с детьми в месте концентрации ДТП…
Игорь Пугачев: Чтобы аварию предотвратить, водителя перед рейсом необходимо проинструктировать. У него должна быть маршрутная карта с указанием опасных участков и рекомендуемой скоростью на них. По завершении рейса нужно проанализировать тахограмму - соблюдалась ли положенная скорость. Это, к сожалению, не делается, но такая практика необходима. С обычными водителями будет работать страховая компания как участник системы БДД. Она уже на следующий день получит информацию о нарушении, пригласит виновника и поставит перед выбором: увеличение стоимости страхового полиса или прохождение дополнительного обучения в центрах по повышению квалификации. Задача - не штрафовать, а повышать профессиональный уровень вождения.