28.02.2017 11:28
    Поделиться

    В регионах Верхневолжья привыкают к е-полисам ОСАГО

    К началу февраля в Ивановской области 18 процентов полисов ОСАГО уже было оформлено в электронном виде. Ярославские автовладельцы с е-полисами составляют пока пять процентов от общего числа, костромские - чуть меньше. Как показывает практика, чем сложнее в регионе застраховать автогражданскую ответственность традиционным способом, тем активнее там внедряется "автогражданка" онлайн. Корреспондент "РГ" узнала, как движется эта процедура в регионах Верхневолжья и какие "подводные камни" могут встретиться автовладельцам при оформлении электронных полисов.

    Разобрались?

    - В Ивановской области приобрести в страховой компании полис ОСАГО гораздо труднее, чем в Ярославской, поэтому ивановцы чаще пользуются возможностью получить электронный полис, - объясняет заметную разницу в цифрах председатель страхового комитета Ярославской торгово-промышленной палаты Марина Позднякова. - Ярославская область, в отличие от Ивановской, не признана проблемной, хотя находилась "на грани", потому что здесь тоже очень активны автоюристы, "уронившие" весь рынок ОСАГО. Из-за резко выросших выплат по страховым случаям в Ярославле страховые компании тоже считают ОСАГО не самым выгодным видом бизнеса.

    По словам Евгения Ефремова, заместителя управляющего отделением по Ярославской области ГУ Банка России по ЦФО (Банк России контролирует работу страховых компаний), в Кинешме Ивановской области в 2016 году очередь за полисом ОСАГО достигала 400 человек. На проблемы с "автогражданкой" ивановцы, ярославцы и костромичи в прошлом году пожаловались в БР в общей сложности больше 1 600 раз.

    С жалоб начался и нынешний год, но если в 2016-м люди чаще всего негодовали по поводу навязываемых страховщиками дополнительных услуг, то в январе главной мишенью для критики стали электронные полисы. Впрочем, уже через месяц с небольшим стало очевидно, что нововведение приживается. Об этом свидетельствуют не только соцсети, где возмущенные отзывы начала января сменились на "понимающие" февральские, но и количество обращений в БР - в феврале их стало заметно меньше.

    - Мы это связываем с тем, что граждане все-таки научились пользоваться электронным сервисом, потому что, несмотря на всю его простоту, он требует определенных навыков обращения с техникой и большой аккуратности при заполнении документов, - говорит Евгений Ефремов. - Гражданин самостоятельно заполняет заявление, где необходимо точно указать все данные, потому что документ проходит проверку в автоматизированной системе и все несоответствия приводят к тому, что процесс прерывается. Ряд обращений к нам был связан именно с тем, что люди не были готовы к отказам такого рода.

    Осторожно: сайты-клоны

    По словам специалистов, неудачи с оформлением е-полиса ОСАГО могут возникнуть из-за буквенных или шрифтовых ошибок (когда, например, в промокоде буква вместо латиницы набрана кириллицей), из-за отсутствия или нелегитимности диагностической карты техосмотра: если техосмотр пройден в организации, не имеющей соответствующей лицензии, ни обычный, ни электронный полис получить не удастся.

    С появлением возможности оформить автогражданку электронным способом мошенники тоже разработали "пакет услуг"

    Не все бывают согласны с начисленным коэффициентом "бонус-малус" за безаварийную или, наоборот, не очень аккуратную езду. В этом случае надо просто обратиться в страховую компанию, причем в любую, написав заявление с просьбой проверить расчеты, и страховщик обязан будет в течение суток (БР это контролирует) обеспечить проверку и внести изменения, если на то есть основания. Много недовольных и тем, что в процессе оформления полиса иногда происходит переадресация на сайты других страховых компаний, из-за чего автовладельцы не доводят дело до конца. Хотя представители регулятора уверяют, что такой "перенос" совсем не страшен и неприятностями для страхователя не грозит.

    - Люди не хотят переходить на сайты других страховых компаний, менее им известных, и это тоже вызывает недовольство и расценивается как отказ в заключении договора. Между тем в соответствии с действующим законодательством каждая компания, имеющая лицензию на заключение договоров ОСАГО, а их у нас сейчас 65, обязана иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, отвечающего за урегулирование убытков, - объясняет Евгений Ефремов. - Поэтому не нужно думать, что если договор заключен с неизвестной компанией, то страхователь будет испытывать трудности.

    Если же выяснится, что представителя компании в регионе нет, руководство организации будет привлечено к административной ответственности, заверили в ярославском отделении БР. А вот что действительно неприятно, так это попасть на "левый" сайт и стать жертвой мошенников, которые с появлением возможности оформить "автогражданку", не вставая с домашнего кресла, в ответ тоже разработали "пакет услуг".

    - И Банк России, и страховщики очень озабочены появлением клонов-посредников, - рассказывает о новой проблеме Марина Позднякова. - Человек ищет по ссылке сайт нужной ему компании и попадает не на подлинный сайт, а на слегка измененный, где ему предлагают оплатить полис не с электронной карты, как это должно быть, а через электронный кошелек. Гражданин переводит деньги, а ему даже полис не приходит или приходит нелегитимный. В Ярославле пока нет информации о пострадавших, но в соседних регионах они уже есть.

    Увы, узнать об обмане автовладелец может подчас только после возникновения страхового случая. Или если его авто остановит наряд ДПС и проверит по штрихкоду на полисе номер, марку машины и ФИО ее владельца. Чтобы хозяину автомобиля вместо серьезного документа не прислали филькину грамоту, представитель страхового комитета Ярославской ТПП советует оформлять е-полисы ОСАГО только с официального сайта Российского союза автостраховщиков (РСА): перейти с него на сайт нужной компании, а дальше - "все очень просто".

    "Оформил сегодня электронное ОСАГО (продлил действующий полис). Без допов. Потратил пять минут времени, не выходя из дома", - сообщил 5 февраля в соцсетях ярославец с ником Andrew's Answer. И таких отзывов немало. Марина Позднякова признается, что введение электронного способа страхования автогражданской ответственности уже изменило ситуацию к лучшему, даже несмотря на небольшие пока цифры застрахованных онлайн.

    Страдают законопослушные

    Самая большая проблема, к которой привели подорожание полисов, сложности с их оформлением, навязывание страховщиками дополнительных услуг, недостаточные выплаты по страховым случаям, - отказ владельцев авто от ОСАГО вообще. Хотя в первые годы после внедрения системы дисциплина была стопроцентной. Страдают от этого, к сожалению, как раз законопослушные автовладельцы, оформившие полисы, несмотря ни на что.

    - Есть предположение, что каждый 12-й автовладелец сегодня ездит без полиса, - приводит очередные цифры Марина Позднякова. - Ужас этой ситуации в том, что после ДТП пострадавший обращается в свою страховую компанию, там начинают запрашивать данные на виновника аварии, и выясняется, что он вообще нигде не застрахован. Получается, что страховщик не может помочь своему добросовестному клиенту, заплатившему за полис деньги. В таком случае пострадавший может возместить ущерб только через суд, а это бывает, как правило, очень затруднительно, потому что виновник часто оказывается неплатежеспособным.

    Поэтому второй шаг к оздоровлению рынка ОСАГО и ликвидации проблем с оформлением полисов, по мнению специалистов, - "натуральное урегулирование убытков", то есть замена денежных выплат, в которых заинтересованы автоюристы, на ремонт пострадавшего автомобиля в автосервисе. Впрочем, на добровольной основе "натуральный обмен" уже с успехом применяется. Например, в некоторых ярославских страховых компаниях, где такой вариант расчета с клиентами практикуется два года, до 40 процентов клиентов уже выбирают ремонт, а не деньги.

    Тем временем

    Комитет по финансовому рынку Госдумы РФ рекомендовал принять законопроект о натуральных выплатах по ОСАГО во втором чтении. Предполагается, что натуральное возмещение будет действовать только в отношении новых договоров по ОСАГО, однако законопроект наделяет совет директоров Банка России правом вводить в "проблемных регионах", где отмечена наибольшая активность недобросовестных автоюристов, норму по договорам, заключенным ранее. Законодатели уверены, что благодаря этому закону исчезнут мошенники, получающие незаконный доход, в том числе с помощью автоподстав и оформления фиктивных "европротоколов". Станет более качественным и сам ремонт, так как будут установлены понятные требования к станциям техобслуживания. Однако представители страхового бизнеса обеспокоены тем, что в случае распространения в проблемных регионах действия закона на все полисы, а не только на оформленные после вступления закона в силу, проблемными могут стать области-соседи: чтобы не ремонтировать машину в Иванове, автоюристы будут обращаться в филиал страховой компании, например, в Ярославле и "выколачивать" деньги оттуда.

    Поделиться