Почему сибиряки предпочитают автомобили с пробегом
По данным аналитического агентства "Автостат", прошлый год оказался удачным для вторичного рынка - реализация выросла на шесть процентов. Всего в 2016-м россияне приобрели 5,19 миллиона подержанных машин.
Лидирующие позиции заняли Москва, Краснодарский край и Санкт- Петербург. В десятку регионов-"передовиков" вошла также Новосибирская область, где за последний год было продано почти 130 тысяч автомобилей с пробегом, что на 5,3 процента выше прошлогоднего показателя.
Сибирский федеральный округ в топ-40 представлен шестью регионами. На последнем месте оказалась Омская область, где в прошлом году было реализовано более 77 тысяч подержанных машин - примерно на сорок процентов меньше, чем в Новосибирской области. Причем эксперты отмечают, что на сибирском рынке все реже встречаются автомобили класса премиум и все чаще - продукция российского автопрома. Среди производителей лидером по реализации новых автомобилей в 2016 году был "АвтоВАЗ", на втором месте - УАЗ, на третьем - "Тойота".
Интерес к машинам в ценовой категории от 50 000 до 200 000 рублей остался неизменным, но омичи интересуются и даже изрядно потрепанными, ценой от двадцати тысяч. Многие покупатели, изучив такую машину, сразу отправляются в сектор запчастей или близлежащий автомагазин, чтобы прикинуть стоимость ремонта. "Дешевый автомобиль, конечно, далек от идеала, но все-таки средство передвижения. А довести до ума его можно, были бы руки. Так что еще покатаемся", - говорят покупатели стареньких "японцев".
Относительно многолюдно и на площадке с японскими автомобилями без пробега. Продавцы признают, что среди потенциальных покупателей немало иногородних, которые прибыли сюда именно за таким товаром, и предполагают, что к весне рынок еще более оживится.
В целом спрос на новые автомашины в России последние четыре года стабильно падал - в 2016-м продажи сократились на одиннадцать процентов. В СФО рынок просел почти на четверть. Статус самого автомобильного города Сибири держит Новосибирск, на который пришлась пятая часть всех продаж по федеральному округу. Однако и здесь наблюдалось почти 20-процентное снижение. Сильнее же всего из сибирских регионов пострадали Омская область (минус 40 процентов) и Алтайский край (минус 36 процентов). В Омске свернули свою деятельность сразу пять дилеров.
- Ситуация в регионах примерно одинаковая - закрылось порядка восьми процентов общего количества автоцентров. В Сибири чуть больше, в Москве - чуть меньше. В основном сокращают присутствие монобрендовые дилеры, и тенденция может продолжиться в этом году, - отмечает президент ассоциации "Российские автодилеры" (РОАД) Олег Мосеев.
По данным "Автостата", в этом году ценники переписали три десятка производителей. Сегодня самыми доступными легковыми автомобилями без пробега (в пределах 370-400 тысяч рублей) являются изделия российского и китайского автопрома. Однако продажи последних идут довольно вяло. Машины, собранные на конвейерах в Поднебесной, пока не завоевали репутации надежных, да и запчасти этих марок представлены слабо и стоят дорого. В прошлом году одна из китайских компаний даже решила покинуть омский авторынок, но в этом году заявила о своем возвращении.
Несмотря на непростую ситуацию, в целом перспективы 2017 года специалисты оценивают с оптимизмом. После четырехлетнего провала рынок достиг низшей точки, и сейчас отрицательная динамика замедлилась. По прогнозам РОАД, если не будет глобальных скачков курсов валют, то продажи новых автомобилей стабилизируются, а машин с пробегом - вырастут еще на пять процентов. Рынок будет стимулировать дальнейшее создание мультибрендовых центров с высоким кадровым потенциалом, которые смогут более уверенно чувствовать себя на автомобильном рынке в условиях кризиса.
Между тем
По статистике ГИБДД, наибольшим спросом у отечественных угонщиков пользуются автомобили "Лада". После кражи их, в основном, разбирают на запчасти, которые продают. Злоумышленники также предпочитают иномарки средней ценовой категории - их не демонтируют, а перепродают в другие регионы и страны бывшего СНГ, предварительно перебив номера. По прогнозам экспертов, число угонов автомобилей будет расти, что объясняется несовершенством законодательства: в настоящее время в России, действуют по сути два взаимоисключающих закона. Согласно первому, преступник может отделаться небольшим штрафом, если докажет, что угнал автомобиль не с целью кражи. Настоящему же угонщику-вору грозит до десяти лет тюрьмы, но правоохранительным органам придется доказать, что он именно украл машину, а не взял ее во временное пользование. Сделать это удается далеко не всегда.