09.03.2017 22:59

С правом руля

Отечественные беспилотники не боятся сложных дорог
Объем рынка беспилотных технологий в автомобилестроении в ближайшее время будет исчисляться миллиардами долларов. И у России есть шанс занять на нем достойное место. А первые беспилотники начнут ездить по дорогам нашей страны уже к 2035 году.

Для безопасного движения автомобилей на автопилоте не нужно даже бороться с извечной российской бедой - плохими дорогами. Бороться, конечно, надо, но наши системы распознавания препятствий уже сейчас "видят" нечеткую обочину, грязные дорожные знаки, отсутствие разметки. И делают это лучше зарубежных аналогов. Просто потому, что Европе такие проблемы с дорожной инфраструктурой почти незнакомы.

Хотя без сотрудничества с Росавтодором все равно никуда, признал глава ассоциации "Автонет" Владимир Колмаков. "Создание беспилотных автомобилей мы должны объединить со строительством инфраструктуры умных дорог - к 2035 году. И с Росавтодором мы очень плотно работаем в этом направлении", - рассказал он "РГ".

Пока Россия по беспилотным разработкам от мировых производителей все-таки отстает. Но, по оценке Колмакова, вполне способна в ближайшие полтора десятилетия занять от 10 до 20 процентов мирового рынка таких технологий. И это не безудержный оптимизм. "Это произойдет за счет разработки, внедрения и продажи программного обеспечения, производства компонентов, общего инжиниринга, элементов дорожной инфраструктуры. К 2022 году с конвейеров в нашей стране должно сходить до 70 тысяч машин, оснащенных помощниками водителя той или иной степени свободы", - говорит он.

Технологии, одним словом, есть. И конечная продукция тоже - от диодов и прочей микроэлектроники до радаров, лидаров (оптический дальномер на основе лазера) и микрокамер. Более того, российские автозаводы заинтересованы в сотрудничестве с отечественными производителями компонентов для беспилотных авто.

Глава Научно-исследовательского института микроэлектронной аппаратуры (НИИМА "Прогресс") Василий Шпак заявил, что сегодня российская микроэлектроника может закрыть весь перечень запросов автопроизводителей: "Но дайте конкретную задачу! Мы не можем производить "то, не знаю, что" с надеждой, что авось купят". Решение, в принципе, есть. Нужна единая дорожная технологическая карта, полагает директор Центра информационных и интеллектуальных систем ГНЦ РФ ФГУП НАМИ Денис Ендачев: "Надо объединять запросы от автопроизводителей и способности тех, кто производит компоненты. Тогда и будет дешевле сам продукт из-за массовости производства, и мы сможем на равных конкурировать с иностранными коллегами".

Тем временем

Одна из крупнейших авиастроительных компаний презентовала концепт летающего автомобиля.

Машина снабжена рассчитанной на двух человек капсулой-салоном. Эта капсула устанавливается на платформе с колесами и может передвигаться по дороге. По желанию водителя, к ней вызывается квадрокоптер, который цепляется к капсуле сверху. Называется все это Pop.Up и работает на электричестве. На земле, как утверждают производители, транспортное средство сможет развивать скорость до 100 километров в час.

Предполагается, что первый подобный автомобиль будет создан в 2024-2027 годах.

Впрочем, непонятно, куда девать платформу с колесами, пока капсула перемещается по воздуху. И где должен хранится квадрокоптер, пока капсула перемещается по земле.

Подготовил Владимир Баршев