Когда в России начнут массово появляться беспилотные автомобили

Как скоро на российских дорогах беспилотные автомобили станут обыденностью? Какие уязвимости таит в себе софт для машин? Согласились бы вы прямо сейчас пользоваться беспилотниками? Эти и другие острые вопросы, касающиеся машин на автопилоте, обсудили на круглом столе "Внедрение беспилотного транспорта на дорогах РФ. Пути снижения аварийности и повышения уровня безопасности пассажиров", организованном ассоциацией "Автонет".

Вопрос безопасности при внедрении беспилотного транспорта - один из важнейших.

Беспилотные автомобили неперспективно просто выпускать на дороги общего пользования без создания соответствующей инфраструктуры, отметил замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин. Однако если организовать движение таким образом, что поток беспилотного транспорта не будет пересекаться с обыкновенным автопотоком, то можно достичь очень значительного снижения аварийности на дорогах, уверен Кузин.

"Нужно учитывать множество факторов при внедрении беспилотного транспорта, чтобы обеспечить безопасность. Начиная от маршрутов, по которым он будет двигаться, заканчивая климатическими условиями и связью, которая самоуправляемым автомобилям необходима", - подчеркнул Владимир Кузин.

Помимо сугубо физических опасностей, беспилотные автомобили обладают уязвимостью другого толка. Как и любое устройство, подключенное к интернету (а машина, которая самостоятельно движется из точки А в точку Б, разумеется, будет иметь подключение к Сети), беспилотник может быть взломан хакерами.

Последствия взлома систем автомобиля могут быть самыми разными: от относительно безобидной кражи персональных данных и нелегальной прослушки до преднамеренных ДТП. Сегодня практически все автомобильные системы являются уязвимыми для хакерских атак, отметил советник исполнительного директора "Автонета" Валентин Гравиров. Исключение составляют бюджетные автомобили, чей софт не имеет выхода в Сеть. Так что иногда в нетехнологичности есть свои плюсы.

Все проблемы, связанные с обеспечением безопасности беспилотного транспорта, еще придется решить. Впрочем, прогресс не остановить, уверены участники круглого стола, а значит, постепенно беспилотные автомобили будут становиться все более значимой и привычной частью нашей жизни.

"Беспилотный транспорт - это не блажь, а экономически выгодное нововведение. К примеру, грузоперевозки, осуществляемые без перерыва 24 часа в сутки, без участия водителей, которым нужно платить зарплату, без остановок на отдых будут несоизмеримо дешевле тех, что есть сейчас", - заявил заместитель генерального директора КамАЗа Михаил Матасов.

Согласно дорожной карте по внедрению беспилотного транспорта в России, первый самоуправляемый отечественный автомобиль должен сойти с конвейера в 2035 году. За 18 лет, оставшиеся до этого контрольного срока, автомобили пройдут пять степеней автономности. Сначала научатся самостоятельно распознавать препятствие впереди и тормозить (речь идет о довольно обыденном для дорогих иномарок адаптивном круиз-контроле), затем смогут сами поворачивать (подобная система уже реализована на Volvo XC90 и Volvo S90, правда, пока лишь на трассе; ну и на Tesla, конечно), после этого будут в состоянии полностью самостоятельно двигаться, однако в обязательном присутствии человека, и так далее.

Черту под дискуссией подвел Владимир Кузин, напомнивший, что сегодня общество, скорее всего, психологически еще не готово к полноценному использованию автономного транспорта.

"Смогли бы вы сегодня сесть в беспилотник? Посадить туда своих близких?", - задал риторический вопрос он.