16.03.2017 15:41
    Поделиться

    Крымским школьникам помогли быстрее узнать географию России

    Три года назад, после возвращения Крыма в состав РФ, преподавателям двух предметов - географии и истории - пришлось чуть ли не полностью менять школьную программу и помогать ученикам лучше узнать Россию. За это время белых пятен в знаниях стало гораздо меньше, но знатоками этой науки могут назвать себя единицы. Что же нужно сделать, чтобы дети лучше знали свою страну? Об этом "РГ" расспросила директора Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского, доктора географических наук, профессора Игоря Воронина.

    Игорь Николаевич, можно ли сказать, что сегодня Крым целиком перешел на российские стандарты обучения?

    Игорь Воронин: Переход начался сразу же после Крымской весны, в школах это произошло достаточно быстро и организованно, поскольку школьники изучают предмет по одному-двум учебникам, и ими обеспечивает государство. Студентам же географию преподают по академическим источникам, а их издание - не конвейерный процесс. Академическая монография считается актуальной лет 15-25. Но у студента и выбор учебников гораздо шире. И не надо забывать о профессиональном мастерстве лектора. Сегодня благодаря мультимедийным средствам обучения не составляет большого труда привести в соответствие ту же административную карту России.

    Но, к сожалению, в обывательском представлении у нас все, как у Фонвизина: для разностороннего развития Митрофанушке не хватало учителя географии, но эту науку в семье Простаковых считали извозчичьей. Зачем ее учить - извозчик должен знать, куда ехать. Люди думают, что география - это только знание карты, а она бывает физическая, экономическая, социальная, политическая, рекреационная.

    Проблемы, с которыми преподаватели сталкивались до 2014 года, решились после перехода в российское правовое поле?

    Игорь Воронин: Главная проблема географов после воссоединения с Россией не решилась - в целом часов на изучение предмета в школе по-прежнему мало. В советское время в неделю выделяли два-три часа, сейчас - час-полчаса (то есть один урок в две недели). Зато растет количество часов для точных наук. Математиков и физиков это, конечно же, радует, а географов не очень. Это объяснимо: государство делает ставку на программистов и физиков. Я считаю, что этим дисциплинам должно уделяться внимание, но в рамках узкоспециализированного образования. География же не столько дает профессиональные знания, сколько формирует целостное восприятие окружающего мира. Это и кругозор, и интеллектуальный уровень. Сокращение часов преподавания этого предмета влияет и на высшую школу - у абитуриентов минимальные знания.

    То, что крымчане пока неважно знают географию своей страны - простительно?

    Игорь Воронин: Почти три года - не тот срок, который позволяет досконально изучить географию России. Можно в лучшем случае ознакомиться с территориально-административным делением, и то не факт. Чтобы оценивать уровень преподаваемых знаний объективно, нужно прожить два-три цикла обучения с первого по 11-й класс. За это время будут наработаны методики, откорректирована литература, только после этого стоит делать какие-либо выводы.

    И тем не менее география в России - наука "модная"...

    Игорь Воронин: Да, государство оказывает серьезную поддержку Русскому географическому обществу - председателем его попечительского совета является президент страны, а возглавляет министр обороны РФ. Одно из важных поручений руководства страны - обоснование принадлежности России той части шельфа Северного Ледовитого океана, где обнаружены запасы углеводородов. В советское время эта часть океана была под контролем СССР ("арктические владения"). Теперь на эту нейтральную территорию стремятся попасть представители разных стран.

    Модно изучать географию и просто потому, что на нее завязаны современные информационно-телекоммуникационные технологии, которые формируют в сознании населения пространственное мышление. Это то, что называется "карта в голове". У географов она есть изначально, а у всех остальных она появляется благодаря тем же мобильным приложениям геолокации.

    Мнения

    Наталия Осадчая, учитель географии в школе-лицее N3 им. А. С. Макаренко (Симферополь):

    - Первое время после присоединения к России учителям приходилось сжимать учебный материал. Приходилось перестраиваться, ведь на Украине не преподавали географию в пятом классе. Поэтому сейчас мы знакомим пятиклассников с математическими темами раньше учителей математики, например, с масштабом и географическими координатами. Видимо, их нужно переносить в программу шестого класса. С остальным дети справляются, хотя объем информации о России, конечно же, намного больше, чем об Украине. Ведь одно дело изучать реки России, а другое - за то же количество часов - реки Украины. Поэтому раньше на некоторых темах мы просто топтались. На Украине три природные зоны, а в России есть практически все.

    Не все учителя готовы к работе в нынешней ситуации - нужна методическая помощь. В школу пришло много молодых специалистов, которые еще не готовы к работе с учетом требований и стандартов РФ. В 2014 году к нам приезжали коллеги из Москвы и Питера, а теперь, похоже, в "переучивании" надо надеяться только на себя.

    Из сложностей еще и то, что до 2014 года мы с географическим кружком могли свободно ходить на выходных в походы, а теперь это нужно оформить, в том числе в полиции. С одной стороны, это правильно, с другой - из-за бюрократии мы ограничиваем детей.

    Зенуре Абдуллаева, учитель географии в гимназии N1им. Ушинского (Симферополь):

    - Родителям по-прежнему приходится самим покупать атласы и контурные карты. Это добровольное дело - мы не можем их принуждать, хотя школа, как и раньше, не предоставляет их вместе с учебниками. В них, конечно, есть минимум необходимых карт, но на экзамене, предполагающем их доступность, открывать учебник нельзя.

    Михаил Шабанов, организатор турпоходов по Крыму и Кавказу:

    - Как правило, все, что хочется рассказать учителю географии на уроке, не умещается в школьный курс. Максимально полезным может быть преподавание географии с элементами практических занятий. "Суха теория, но зеленеет древо жизни" (Гете). Когда человек зазубривает информацию, но никак ее не использует, результат один - она забывается. Странно, что в школе воспитывается только умение заучивать и повторять информацию, а практические занятия проходят только на уроках труда... Лучше давать навыки ориентирования на местности. Ведь походы полезны не только как уроки "живой географии", но и помогают оздоровить школьников, дать им необходимые сведения о выживании в экстремальных условиях, привить корпоративный дух и взаимовыручку. Природа перестает восприниматься как нечто враждебное и дикое. Мы учимся беречь и понимать родной край.

    Кстати

    Второй год в школах Крыма преподается новый предмет - "Крымоведение". Это межпредметная учебная дисциплина, систематизирующая данные о природе, истории, демографии, экономике и культуре Крыма. В 5-м классе дается общий обзор географии и природных условий полуострова. В 6-м - предметом изучения становится богатейшее культурно-историческое наследие Крыма. В 7-м дети получают детальную информацию о районах и городах Крыма, в 8-м - о природных условиях и ресурсах полуострова. В 9-м школьники изучают особенности социально-политической организации Республики Крым, ее населения, хозяйства и культуры.

    Поделиться