Игорь Николаевич, можно ли сказать, что сегодня Крым целиком перешел на российские стандарты обучения?
Игорь Воронин: Переход начался сразу же после Крымской весны, в школах это произошло достаточно быстро и организованно, поскольку школьники изучают предмет по одному-двум учебникам, и ими обеспечивает государство. Студентам же географию преподают по академическим источникам, а их издание - не конвейерный процесс. Академическая монография считается актуальной лет 15-25. Но у студента и выбор учебников гораздо шире. И не надо забывать о профессиональном мастерстве лектора. Сегодня благодаря мультимедийным средствам обучения не составляет большого труда привести в соответствие ту же административную карту России.
Но, к сожалению, в обывательском представлении у нас все, как у Фонвизина: для разностороннего развития Митрофанушке не хватало учителя географии, но эту науку в семье Простаковых считали извозчичьей. Зачем ее учить - извозчик должен знать, куда ехать. Люди думают, что география - это только знание карты, а она бывает физическая, экономическая, социальная, политическая, рекреационная.
Проблемы, с которыми преподаватели сталкивались до 2014 года, решились после перехода в российское правовое поле?
Игорь Воронин: Главная проблема географов после воссоединения с Россией не решилась - в целом часов на изучение предмета в школе по-прежнему мало. В советское время в неделю выделяли два-три часа, сейчас - час-полчаса (то есть один урок в две недели). Зато растет количество часов для точных наук. Математиков и физиков это, конечно же, радует, а географов не очень. Это объяснимо: государство делает ставку на программистов и физиков. Я считаю, что этим дисциплинам должно уделяться внимание, но в рамках узкоспециализированного образования. География же не столько дает профессиональные знания, сколько формирует целостное восприятие окружающего мира. Это и кругозор, и интеллектуальный уровень. Сокращение часов преподавания этого предмета влияет и на высшую школу - у абитуриентов минимальные знания.
То, что крымчане пока неважно знают географию своей страны - простительно?
Игорь Воронин: Почти три года - не тот срок, который позволяет досконально изучить географию России. Можно в лучшем случае ознакомиться с территориально-административным делением, и то не факт. Чтобы оценивать уровень преподаваемых знаний объективно, нужно прожить два-три цикла обучения с первого по 11-й класс. За это время будут наработаны методики, откорректирована литература, только после этого стоит делать какие-либо выводы.
И тем не менее география в России - наука "модная"...
Игорь Воронин: Да, государство оказывает серьезную поддержку Русскому географическому обществу - председателем его попечительского совета является президент страны, а возглавляет министр обороны РФ. Одно из важных поручений руководства страны - обоснование принадлежности России той части шельфа Северного Ледовитого океана, где обнаружены запасы углеводородов. В советское время эта часть океана была под контролем СССР ("арктические владения"). Теперь на эту нейтральную территорию стремятся попасть представители разных стран.
Модно изучать географию и просто потому, что на нее завязаны современные информационно-телекоммуникационные технологии, которые формируют в сознании населения пространственное мышление. Это то, что называется "карта в голове". У географов она есть изначально, а у всех остальных она появляется благодаря тем же мобильным приложениям геолокации.
Наталия Осадчая, учитель географии в школе-лицее N3 им. А. С. Макаренко (Симферополь):
- Первое время после присоединения к России учителям приходилось сжимать учебный материал. Приходилось перестраиваться, ведь на Украине не преподавали географию в пятом классе. Поэтому сейчас мы знакомим пятиклассников с математическими темами раньше учителей математики, например, с масштабом и географическими координатами. Видимо, их нужно переносить в программу шестого класса. С остальным дети справляются, хотя объем информации о России, конечно же, намного больше, чем об Украине. Ведь одно дело изучать реки России, а другое - за то же количество часов - реки Украины. Поэтому раньше на некоторых темах мы просто топтались. На Украине три природные зоны, а в России есть практически все.
Не все учителя готовы к работе в нынешней ситуации - нужна методическая помощь. В школу пришло много молодых специалистов, которые еще не готовы к работе с учетом требований и стандартов РФ. В 2014 году к нам приезжали коллеги из Москвы и Питера, а теперь, похоже, в "переучивании" надо надеяться только на себя.
Из сложностей еще и то, что до 2014 года мы с географическим кружком могли свободно ходить на выходных в походы, а теперь это нужно оформить, в том числе в полиции. С одной стороны, это правильно, с другой - из-за бюрократии мы ограничиваем детей.
Зенуре Абдуллаева, учитель географии в гимназии N1им. Ушинского (Симферополь):
- Родителям по-прежнему приходится самим покупать атласы и контурные карты. Это добровольное дело - мы не можем их принуждать, хотя школа, как и раньше, не предоставляет их вместе с учебниками. В них, конечно, есть минимум необходимых карт, но на экзамене, предполагающем их доступность, открывать учебник нельзя.
Михаил Шабанов, организатор турпоходов по Крыму и Кавказу:
- Как правило, все, что хочется рассказать учителю географии на уроке, не умещается в школьный курс. Максимально полезным может быть преподавание географии с элементами практических занятий. "Суха теория, но зеленеет древо жизни" (Гете). Когда человек зазубривает информацию, но никак ее не использует, результат один - она забывается. Странно, что в школе воспитывается только умение заучивать и повторять информацию, а практические занятия проходят только на уроках труда... Лучше давать навыки ориентирования на местности. Ведь походы полезны не только как уроки "живой географии", но и помогают оздоровить школьников, дать им необходимые сведения о выживании в экстремальных условиях, привить корпоративный дух и взаимовыручку. Природа перестает восприниматься как нечто враждебное и дикое. Мы учимся беречь и понимать родной край.
Второй год в школах Крыма преподается новый предмет - "Крымоведение". Это межпредметная учебная дисциплина, систематизирующая данные о природе, истории, демографии, экономике и культуре Крыма. В 5-м классе дается общий обзор географии и природных условий полуострова. В 6-м - предметом изучения становится богатейшее культурно-историческое наследие Крыма. В 7-м дети получают детальную информацию о районах и городах Крыма, в 8-м - о природных условиях и ресурсах полуострова. В 9-м школьники изучают особенности социально-политической организации Республики Крым, ее населения, хозяйства и культуры.