Почему стоит ознакомиться с ирландским короткометражным кино
Юбилейный Фестиваль ирландского кино, проходящий в российской столице, порадовал кинолюбов замечательной подборкой произведений в коротком метре, формате, прочно облюбованном режиссерами Изумрудного Острова. И если в прошлом году, который ознаменовался столетним юбилеем Пасхального восстания, в альманах, представленный общественности, были включены преимущественно политические и историко-культурные картины, то в этот раз негласной, но от этого ничуть не менее ярко звучащей темой стала любовь - со всеми ее превратностями, нестроениями, озарениями и неизвестностью.
В наше время, стремящееся свести эмоции к прозе и кино о чувствах к цинизму, особенно удивительно появление такой россыпи работ, посвященному двигателю жизни и залогу продолжения человеческого существования на земле. И речь идет не только и даже не столько о любви романтической, а о воспоминаниях, мечтах, идеалах, страхах, препятствиях и неколебимой вере, у каждого - во что-то свое.
Оскароносный "Заика" (Stutterer) Бенджамина Клири рассказывает замечательную историю о юноше, не способном выразить свои мысли вслух, и это обстоятельство делает его проницательным наблюдателем, обреченным на безучастное рассматривание других. Накал его чувств находит некоторый выход только в обезличенной и непритязательной текстовой культуре социальных сетей, явно не претендующих на особо глубокомысленный формат общения. И тем не менее главный герой именно в Сети делает первый - пока что виртуальный - шаг: делится своими мыслями с таинственной незнакомкой, ставшей в его восприятии обещанной дамой сердца.
"Носороги" (Rhinos) Шимми Маркуса показывают замкнутого юношу и его неожиданную встречу с немецкой туристкой в одном из дублинских парков. Их общение, начавшееся не на совсем дружественных нотах, приводит к бесцельным прогулкам по городу, осложняемых тем, что девушка не знает английского, а ее новоявленный спутник не понимает ни слова на немецком. Но каждый находит в этом общении что-то свое, отвечает на вопросы, которые неизмеримо больше их самих.
"Камни" (Pebbles) Джонатана Шоу служат наглядной демонстрацией того, что любовь бывает разной, с ней, как и с ее носителями может произойти за жизнь очень многое, в том числе и то, что поставит окончательную точку в совместных отношениях. Но в некоторых, очень редких случаях память, постоянство, чувство долга и порядочность способны перевернуть и на несколько часов изменить все прошедшие десятилетия, сделав временную пропасть несущественным обстоятельством.
То, что любовь бывает разной, во всей красе живописует замечательный очерк Одри О’Рейли "Ожидание" (Wait). И оказывается, что сверхзанятой и полностью погруженный в содержимое своего ноутбука сын, приехавший проведать своего отца, будет не только коротать за ним время, прежде чем представится возможность уехать. Это томительное ожидание сменит другое - жизнерадостное и беспечное, совсем как некогда в детстве.
"Дыши" (Breathe) Джеймса Дохерти рисует совсем другую Ирландию: не лирическую и печально-задумчивую идиллию, подернутую мхом, но жестокую правду о том, насколько непростым бывает взросление в небольшом коллективе, в котором все друг друга знают. Подросток-астматик Фрэнси не устает заставлять нервничать своего отца из-за того, что его сын не такой, как все. И только случайное стечение обстоятельств позволяет расставить все на свои места.
Трогательнейшая североирландская миниатюра Эйдана Ларги "Снова и снова" (Time and Again), чье название на этот раз не обманет ожиданий преданных поклонников "Доктора Кто" (а ведь именно под этим названием вышла одна из самых популярных любительских серий в развитие вселенной Доктора) знакомит зрителей с жизнью мальчика, одержимого различного рода экспериментами, в чем ему помогает его преданный друг, пусть и далеко не такой сметливый как инженер-самоучка. И в какой-то момент оказывается, что все усилия юного Кулибина направлены на изобретение машины времени, которое оказалось в итоге не такой уж трудоемкой задачей.