В Мордовии суд отказал выступавшим за хиджабы в школах учительницам

Таким решением завершился в Ромодановском районном суде Мордовии резонансный процесс по искам 13 учительниц школы села Белозерья к директору Вере Липатовой, запретившей подчиненным приходить на работу в хиджабе. Суд полностью отказал педагогам, требовавшим признать приказ директора незаконным и выплатить им компенсации за моральный вред. Однако сами истицы и их адвокаты заявили, что считают себя победившими и итогом процесса довольны.

Напомним, что громкий скандал в средней школе села Белозерья с компактным проживанием татарского населения вспыхнул в конце декабря - поводом к нему стал приказ нового директора Веры Липатовой, касавшийся делового дресс-кода: педагогам предписали выходить на работу в светской одежде и без головного убора. Но 13 учительниц - треть от всего педколлектива - которые ведут уроки в мусульманском хиджабе, отказались выполнять требование руководства и обратились в суд.

- Заявительницы просили признать приказ директора Белозерьевской средней школы незаконным и дискриминационным, отменить наложенные на них в связи с его неисполнением дисциплинарные взыскания и выплатить в качестве компенсации морального вреда по 5000 рублей каждой, - уточнила детали дела пресс-секретарь управления судебного департамента РМ Ольга Щапова. - Суд полностью отказал истцам по всем пунктам.

В Ромодановском районном суде опровергли широко растиражированную в СМИ информацию со ссылкой на адвокатов заявительниц о том, что требования педагогов якобы были "частично удовлетворены", а некоторые ресурсы и вовсе поспешили объявить о том, что "суд разрешил ношение хиджабов в школах". В официальном заявлении суда по этому поводу отмечается, что все эти сведения не соответствуют действительности.

Тем не менее, истцы проигравшими себя не считают.

- Еще до начала процесса администрация школы, видимо, осознав свою ошибку, отменила приказ и сняла с педагогов выговоры, наложенные за его неисполнение. Мы добились своего, - заявил корреспонденту "РГ" адвокат Марат Ашимов, представлявший на суде интересы учительниц. - Никто из педагогов не уволен - они работают, как прежде. Что касается компенсации морального вреда, то мы подумаем о том, будем ли обжаловать решение суда в этой части.

Скандал в школе села Белозерье с компактным проживанием татарского населения вспыхнул в конце декабря

В то же время в Министерстве образования РМ пояснили, что наделавший много шума приказ директора был отменен по чисто формальным причинам, поскольку он дублировал ранее принятые нормативные акты - в частности, правила внутреннего распорядка, - и ни о каком изменении позиции ведомства и руководства школы по этому поводу речи не идет.

Как уже писала "РГ", первый конфликт вокруг хиджабов в селе Белозерье, где проживают около 3000 человек, разгорелся осенью 2014 года, когда вступило в действие постановление правительства Мордовии №208 о типовых требованиях к школьной одежде и внешнему виду учащихся государственных и муниципальных школ. Кроме предписания о введении единой школьной формы, документ содержал ряд запретов: в частности, ученикам не разрешалось демонстрировать религиозную атрибутику и посещать уроки в головных уборах.

Последний пункт вызвал недовольство среди отдельных представителей мусульманской общины - к ней относится около пяти процентов населения республики. Тем не менее, школы в татарских селах перешли на светскую форму одежды - все, кроме Белозерья. Здесь отказывались снять платки с девочек, даже когда в феврале 2015-го Верховный суд РФ признал постановление №208 законным.

Когда ситуация зашла в тупик, властям удалось найти компромисс: до четвертого класса девочки ходят без головного убора, с пятого разрешается дополнить форменное платье легким белым платочком. Тогда же администрацией школы были приняты и правила внутреннего распорядка, предписывающие педагогам вести уроки в светской одежде. Однако часть учительниц проигнорировали эти требования и продолжают игнорировать по сей день.

- Говорить о каких-то "притеснениях" по национальному и религиозному признаку нельзя: у нас трудятся педагоги также из других татарских сел - Кривозерья, Алтар - и все подчиняются общим правилам, - отметила Вера Липатова. - У каждого из нас есть религиозные убеждения, но в первую очередь все мы - учителя.

Следует отметить, что Белозерье находится в зоне особого внимания силовиков: по официальным данным, 20 его уроженцев воюют в Сирии на стороне боевиков. В декабре 2016 года, накануне визита в школу комиссии регионального минобра, всплыли шокирующие фото из социальных сетей: на них белозерские старшеклассницы позируют в арафатках и черных никабах, напоминающих одеяния шахидок-смертниц, с огнестрельным оружием в руках. На другом кадре три учительницы, упав на колени, совершали намаз в школьном кабинете.

Мнение

Фагим-хазрат Шафиев, муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ:

- Мы всегда выступали за то, чтобы подобные споры решались в правовом поле, и рассчитываем на государство в защите интересов верующих - ведь светскость не означает полного отказа от всех форм проявления религиозного самосознания. Важно понимать, что согласно Священному писанию, платок - не прихоть, а неотъемлемая часть облика мусульманки. Ассоциировать ношение платка с нетрадиционным исламом - глубокое заблуждение. Приверженность к исламу накладывает определенные требования к одежде - кстати, строгий деловой костюм с длинной юбкой не противоречит им. Однако волосы должны быть закрыты: это может быть как национальный татарский головной убор - калфак, так и пришедший из арабских стран хиджаб. Вместе с тем я считаю, что скандал в Белозерье искусственно раздувается. Да, Белозерье - своеобразное село, но огульно обвинять всех жителей, навешивая на них ярлык экстремистов, - необъективно и несправедливо. То, что село долгое время жило обособленно, то, что отдельные его уроженцы попали под влияние радикалов - не вина, а беда этих людей, ведь долгое время там просто не было альтернативы. Предстоит большая комплексная работа по интеграции Белозерья в единое общественное пространство Мордовии.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"