Столтенберг рассказал об "искреннем разговоре" на совете Россия-НАТО

Совет Россия-НАТО на уровне послов был долгим, искренним и конструктивным. Стороны даже проинформировали друг друга о размещении своих сил "близ границы". Но позиции альянса и Москвы по ситуации на Украине по-прежнему "кардинально расходятся". Об этом сообщил журналистам генсек НАТО Йенс Столтенберг, для которого события четверга, без сомнения, стали настоящим контрастным душем.

На закуску, чтобы, очевидно, не портить утро, генсек решил послушать о возглавляемой им организации чего-нибудь хорошее. Для этого в Брюссель вызвали премьера Молдавии Павла Филипа. Тот давно делает все от него зависящее, чтобы НАТО на молдавской земле обосновалась основательно и надолго. Даже специальное приглашение для альянса подготовил. О чем не упустил случая рассказать журналистам сам Столтенберг. "По запросу правительства Молдавии мы вскоре откроем наш офис связи в Кишиневе", - отрапортовал генсек.

Но на этом хорошие новости для альянса на сегодня, очевидно, закончились. Первым на место Столтенберга поставил президент Молдавии Игорь Додон, который максимально ясно дал понять, что в гости натовцев звать не станет. "Молдавия - нейтральное государство, и мы не нуждаемся в бюро связи НАТО, - процитировал Додона ТАСС. - Если оно откроется, то я как глава государства и главнокомандующий вооруженными силами буду добиваться его закрытия". При этом он добавил, что расценивает открытие офиса НАТО как "вызов для молдавского общества".

А дальше Столтенберга, без сомнения, вообще ждали одни "расстройства". Ему пришлось "советоваться" со страной, которую не так давно называл чуть ли не последними отнюдь не дипломатичными словами и призывал всячески наказать за Крым. С этого заседания к журналистам он вышел без какого-либо намека на улыбку на лице.

Совет Россия-НАТО планировался давно. Стороны тщательно к нему готовились. Подбирали аргументы, собирали разведданные, согласовывали повестку дня. В итоге, как и ожидалось, разговор был длинным и, конечно же, за закрытыми дверьми. "Встреча совета Россия-НАТО была продолжительной, искренней и конструктивной", - выдохнул Столтенберг на итоговой пресс-конференции.

По его словам, с целью повышения прозрачности и предсказуемости стороны проинформировали друг друга о размещении своих сил близ границы: "Россия провела брифинг о размещении своих трех дивизий (близ западной границы), а НАТО - о четырех батальонах (в Восточной Европе). Эти шаги способствуют повышению транспарентности и предсказуемости, и я приветствую это". При этом Москва и альянс, добавил Столтенберг, изучают возможность проведения предварительных брифингов о военных учениях, включая российско-белорусские маневры "Запад - 2017". "Мы еще не достигли этой договоренности, но мы по крайней мере уже обсуждаем с РФ вопрос проведения предварительных брифингов об учениях", - пояснил он.

Что же касается ситуации на Украине, то тут генсек не стал никого излишне обнадеживать. НАТО, особо подчеркнул Столтенберг, высказала РФ озабоченность в связи с признанием документов провозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, а также начала хождения рубля на их территории. "Эти факты вызывают озабоченность НАТО и мы выразили ее России, - уточнил он и продолжил. - Соглашение о прекращении огня на востоке Украины существует на бумаге, но не действует на практике, поэтому все стороны должны приложить максимум усилий, чтобы добиться его выполнения". При этом генсек отчего-то ни словом не обмолвился о том, что намерен высказать свои "озабоченности" и Киеву. Словно киевские власти не входят в его понятие "все стороны конфликта на востоке Украины".

Кстати

Столтенберг также сообщил журналистам, что в НАТО специально изменили дату встречи глав МИД стран - членов альянса с 5-6 апреля на 31 марта с тем, чтобы в ней смог принять участие госсекретарь США Рекс Тиллерсон. "Да, министры иностранных дел НАТО изменили дату своей встречи, чтобы иметь возможность провести переговоры с новым госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Это решение свидетельствует о прочной трансатлантической связи НАТО, а также о гибкости альянса", - отчитался он перед журналистами, а заодно и перед Вашингтоном.