Основная цель поправок благая - защита небольших магазинов шаговой доступности, которыми в основном владеет малый и средний бизнес. Однако инициатива сразу вызвала шквал критики. Против высказался вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, который считает, что дополнительно регулировать время работы гипермаркетов не нужно, лучше поддерживать иные формы торговли. "Я за то, чтобы людям было удобно. Мне все равно, "у дома" магазин или нет. Нужно ориентироваться на потребительские предпочтения, - призвал Аркадий Дворкович. - Если людям удобно, чтобы магазин был открыт круглосуточно, значит, лучше, чтобы он был открыт круглосуточно".
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов также высказался против ограничения работы гипермаркетов. Он предложил подумать не над тем, как ограничивать их работу, а "как давать возможности" (малым торговым предприятиям. - Прим. ред.): "Я за то, чтобы возможности поддерживать, а не ограничивать".
Не поддержала намерение сенаторов ограничить работу гипермаркетов и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). "Помогать малым форматам нужно при помощи снижения налогов, цен на аренду и создания оптовой базы закупок товаров, а не ограничениями для крупного бизнеса, - заявил "РГ" глава АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. - Подобная практика будет неудобной в первую очередь для потребителей, а также создаст дополнительные издержки для торговли".
Минпромторг отнесся к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные настороженно. "Подобный запрет существует в ряде стран, например в Германии, и с каждым годом он ослабляется, - рассказал "РГ" статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. - Однако запрет на ночную работу и работу в выходные - не повсеместная практика. Самое главное - в странах Запада и Азии очень широко развита несетевая розница, которая в России зачастую подавляется административно. Да и сама торговля развита гораздо больше, чем в России".
Так, по количеству торговых площадей на 1000 жителей Россия как минимум в два раза отстает от стран Европы и Северной Америки. "В других странах торговых объектов в разы больше, чем у нас, поэтому нужно не вводить запреты и ограничения для крупных торговых сетей, а всячески развивать малые форматы торговли - ярмарки, рынки, нестационарную и мобильную торговлю, - уверен Виктор Евтухов. - А вот с этим как раз и есть проблемы. За минувшие 7 лет количество рынков сократилось в три раза. Очень сильно сократилось количество киосков и павильонов. Нельзя одной рукой "зажимать" малые форматы, а другой пытаться как-то ограничить сети. Мы считаем, что сейчас совсем не время для введения таких жестких запретов. Очевидно, что потребительский спрос и оборот розницы - один из основных драйверов экономики".
Замминистра полагает, что торговая отрасль достаточно отрегулирована, поэтому нужно делать прямо противоположные вещи: "Всячески ослаблять административный гнет розницы, прежде всего малых форматов. Это касается в том числе правил продажи алкоголя, которые одни из самых жестких в мире. Наконец, мы убеждены, что поздняя работа магазинов в России и возможность купить продукты за пределами светлого времени суток и в выходные - безусловное конкурентное преимущество для потребителей. Лишение граждан такой возможности, помимо ущерба экономики, очевидно, сделает потребительскую среду менее комфортной".
В минсельхозе также считают, что необходимо сначала создать альтернативные форматы торговли. Чтобы не пострадал потребитель, уточнили "РГ" в министерстве.
Однако потребитель не пострадает, считает Сергей Лисовский, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и один из авторов поправок. Он рассказал "РГ", что ограничение режима работы гипермаркетов - лишь одна из обсуждаемых инициатив. "Существует картельный сговор между торговыми сетями. К сожалению, наша антимонопольная служба не хочет даже поднимать вопрос таким образом. Хотя это явно видно - единые договора поставки, единые штрафные санкции - все это появляется у основных сетей мгновенно, практически в один и тот же день. Но пока мы не будем рассматривать все, что происходит, как картельный сговор, бороться с монополией и засильем торговых сетей будет очень сложно".
Помимо режима работы, предполагается ограничить торговую наценку. "Сейчас уже все понимаем, что торговая наценка от 50 до 300 процентов - это совершенно недопустимо как в плане социальной политики, так и экономики государства. Поэтому мы хотим ограничить торговую наценку, - сообщил Лисовский. - Если в Европе средняя наценка 12,5 процента, то мы предлагаем сделать хотя бы 25".
Также авторы поправок в закон о торговле предлагают ввести единый договор поставки. "У сетей и так практически единый договор поставки, - пояснил сенатор. - Мы хотим, чтобы договор поставки был утвержден законом, и отклонения от него были бы невозможны. Тогда мы можем гарантировать равноправные отношения поставщика и торговой сети".
Законопроект сенатор предполагает опубликовать в ближайшее время. В комитете еще ждут предложений от региональных малых и средних предпринимателей, чьи интересы максимально ущемлены, как отмечает Лисовский. Главная проблема в том, что торговые сети почти не оставили места для малых форм торговли, добавляет он. "Когда мы им говорим - вы не работаете с малыми поставщиками, они отвечают, что мы не можем работать, потому что вся наша логистика и распредцентры не могут работать с локальными и малыми производителями, создавайте малые формы. Но мы не можем создать малые формы, потому что для них уже не осталось рынка. Торговые сети заняли практически все, особенно за счет того, что они работают круглосуточно и все дни недели". По словам сенатора, ограничение одних для того, чтобы могли появиться другие, прекрасно работает в странах Европы. Член президиума "ОПОРЫ России" Алексей Небольсин согласен с тем, что зарубежный опыт говорит о том, что эта мера достаточно действенна в плане защиты малого и среднего бизнеса. "Но торговые сети, которые в свое время получили у нас полную свободу действий, конечно, привыкнув к этой свободе, никоим образом не хотят от нее отказываться", - подытоживает Сергей Лисовский.
Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев пообещал "РГ" внимательно изучить законопроект, как только он поступит в антимонопольную службу. "В настоящий момент мы полагаем, что в первую очередь необходимо предусмотреть создание эффективной конкурентной среды, которая позволит развиваться мелкоформатной торговле и не ограничит возможности розничных сетей больше, чем это предусмотрено законом о торговле", - считает он.