Картины самой известной художницы Воронежа вернули в свет

Окунуться в Серебряный век смогут ценители живописи в столице Черноземья на выставке Елены Киселевой. Это ее кисти принадлежит "Маруся" - портрет, который часто называют "воронежской Джокондой".

Сто лет назад Елена Андреевна была признанным мастером, стояла в одном ряду с Серебряковой, Серовым и Врубелем. После революции ее чувственные красавицы стали не нужны ни в искусстве, ни в жизни. Дочь математика Киселева, ученица "передвижника" Репина, жена белоэмигранта Билимовича - в Югославии она стала простой домохозяйкой. На родине о ней почти забыли.

Но в Воронеже, в областном музее имени И. Крамского, хранилась та самая "Маруся". Старший научный сотрудник Маргарита Лунева разыскала автора по белградскому адресу в 1967 году. Завязалась переписка. Елена Киселева подарила музею немало работ. В постоянном доступе сегодня - около десяти. Персональные выставки Киселевой проходили здесь лишь пару раз в годы застоя. Недавно 43 произведения показали в московском Музее русского импрессионизма. Теперь все их можно увидеть в Воронеже.

- Мы вынесли в название три этапа биографии Киселевой: блеск, забвение и возвращение в свет. Первый период связан с учебой в Академии художеств и поездками во Францию. Академия - это холодная муштра с акцентом на рисунок. А в Париже тех лет цвела живопись: фовисты (Матисс), группа "Наби"… Там она прошла свою главную школу. Но уроки Репина не забыла, - рассказала замдиректора музея имени И. Крамского Ольга Рябчикова.

Художница признавалась. что "страстно любила" изображать интересных женщин: и утонченных горожанок, и нарядных сельских невест

Художница признавалась, что "страстно любила" изображать интересных женщин. На ее портретах - и утонченные горожанки, и расслабленные дачницы, и нарядные сельские невесты. Цикл на тему "прекрасной старины" она написала в имении матери в Плясове-Юрасове под Воронежем (ныне - Хреновое Новоусманского района). Усадьба, к слову, цела, но как памятник не охраняется - хотя "дворянских гнезд" в регионе почти нет.

- 1917-й год стал переломным и для Киселевой. Ей был чужд стиль новой жизни. Время востребовало других женщин - матерей, тружениц… Такие "советские" претензии предъявляли ей и накануне революции. А она принадлежала Серебряному веку, - отметила Рябчикова. - В Югославии у Киселевой были выставки, но там царила другая художественная эпоха. Русские были интересны в основном самим себе и узкому кругу преподавателей Белградского университета. Елена Андреевна выразилась так: "Я больше домашница, чем художница".

Балканские базары, бухта в Которе, колоритные черногорки - рисунки того периода хороши, но былого шика уже нет. В 1944 году после ужасов немецкой оккупации на руках Киселевой умер сын. Она написала его посмертный портрет, повесила в изголовье за шторкой - и больше за кисти не бралась. А последнюю картину завещала сжечь. Скорее всего, так и было сделано. Но воронежские музейщики надеются отыскать другие неизвестные работы землячки.

Контакт

Выставка "Елена Киселева. Блеск, забвение и возвращение в свет" открыта до 21 мая в музее имени И. Крамского по адресу: Воронеж, проспект Революции, 18. Билет для взрослых стоит 200 рублей, для пенсионеров и учащихся - 150. Телефон для справок: (473) 255-38-67. Сайт: kramskoi.vzh.ru.

Справка "РГ"

Елена Киселева (1878-1974) родилась в Воронеже в семье педагога, автора знаменитых учебников по алгебре и геометрии. Училась в бесплатной рисовальной школе. После гимназии поступила на математическое отделение Бестужевских курсов, а затем в ВХУ при Академии художеств. Семь лет занималась в мастерской Ильи Репина, который считал ее одной из самых одаренных женщин-живописцев. Киселева первой из воспитанниц академии получила право на творческую командировку в Париж. После Октябрьской революции жила в Одессе. В 1920-м вместе с мужем, бывшим ректором Новороссийского университета, уехала в Белград. Наиболее полно наследие Киселевой представлено в Воронеже. Ряд работ есть в Русском музее, "Пушкинском доме", музее Академии художеств и частных собраниях.