06.04.2017 06:56
    Поделиться

    Сможет ли Екатеринбург сэкономить на дорожной разметке

    Улицы уральских городов практически освободились от снега, вот-вот начнется сезон ремонта, а также нанесение дорожной разметки. Из бюджета Екатеринбурга на закупку расходных материалов для разметки в этом году выделено почти 25,8 миллиона рублей.

    Ежегодно летом дорожники "раскрашивают" проезжую часть, но к следующей весне знаки исчезают, словно растаяв вместе со снегом. Если продольная разметка еще кое-как держится, поперечная стирается очень быстро. Может, город экономит на краске, закупая самую дешевую, а потому недолговечную? Как оказалось, подозрения горожан, что полосы на асфальте "акварелью рисуют", беспочвенны: в наступающем дорожно-строительном сезоне на дороги Екатеринбурга нанесут 84 тонны белой и одну тонну желтой краски на акриловой основе, смешав их с 7,2 тонны растворителя. Кроме того, закуплено 131,2 тонны белого термопластика и 114,6 - желтого.

    На более долговечный термопластик для поперечной, более истираемой, разметки коммунальщики Екатеринбурга перешли пять лет назад. Город купил немецкую разметочную машину - по сути, котел на колесах, в котором термопластичный порошок нагревается до 150 градусов и в жидком виде наносится на дорогу. Пластиком, как правило, оформляют пешеходные переходы.

    По ГОСТу термопластик выдерживает лишь 20 переходов через ноль, тогда как у нас практически весь март, а то и пол-апреля днем - плюс, а ночью - минус

    - Широкое применение термопластика сопровождается некоторым разочарованием заказчиков и подрядчиков оттого, что надежды, возлагаемые на материал и технологию, не становятся реальностью. Расхожее мнение, что увеличение стоимости разметки должно давать прямо пропорциональное увеличение срока службы, не оправдывается, - отмечает старший научный сотрудник дорожного НИИ Алексей Павлушков.

    Ученые провели сравнительное исследование эксплуатационных свойств материалов и попытались оценить реальный срок функционирования разметки на городских магистралях с высокой интенсивностью движения. Прежде всего они отметили, что заявленный производителем срок не соответствует действительности: краска должна служить полгода, но исчезает уже через три месяца, термопластик вместо года служит одиннадцать месяцев.

    - Термопластик при максимальном (в пять раз по сравнению с краской) увеличении срока службы дает рост стоимости разметки в пять раз. Прогнозируемый срок службы термопластика таков, что дорога не останется "голой" перед следующим разметочным сезоном даже при высокой интенсивности дорожного движения, в отличие от трассы с разметкой, выполненной краской, даже нанесенной дважды. Кстати, в этом случае разметка термопластиком всего в 2-2,5 раза дороже, и не забудьте о расходах на нанесение, - делает вывод Ирина Пошехонцева, соавтор Павлушкова.

    Есть и более долговечные материалы, но их использование, как доказывают авторы исследования, не оправданно экономически, например, холодный пластик дороже краски в шесть раз, но служит лишь намного дольше термопластика.

    Так почему же все-таки разметка пропадает раньше срока? Екатеринбургская мэрия винит в этом климат и автомобилистов, которые не "переобуваются" в летнюю резину до мая. Те парируют: "У нас и в мае снегопады бывают".

    Действительно, разметке вредят и шипованные колеса, и переменчивая погода, а именно переходы через ноль по Цельсию. Оказывается, по ГОСТу термопластик выдерживает лишь 20 таких переходов, тогда как у нас практически весь март, а то и пол-апреля днем -  плюс, а ночью - минус. К тому же, как считают специалисты, наносить термопластик в ночное время, когда выпадает роса, нежелательно - качество сцепления материала с асфальтом будет ниже. Да только днем дороги мегаполиса и без разметочной машины запружены транспортом.

    Вот и приходится тратить десятки миллионов без надежды, что полосы продержатся хотя бы год. Только в августе 2016-го бюджет выделил 10,188 миллиона рублей на материалы для дорожной "раскраски". В предыдущем сезоне потратили 25,6 миллиона на нанесение 200 тысяч квадратных метров разметки, из них 22,4 тысячи с использованием термопластика, которого ушло 302 тонны. С учетом расходов на проведение работ сумма муниципального контракта составила 36 миллионов рублей.

    А как у соседей

    Суммарные ежегодные траты Челябинска на дорожную разметку - 49,792 миллиона. Только в Ленинском округе Тюмени зебры "съедают" за сезон 2,1 миллиона рублей. Все эти миллионы - траты неизбежные, поскольку на страже разметки стоит ГИБДД. Так, дорожная служба Челябинска, летом "разрисовав" дороги за 18 миллионов рублей, весной получила от госавтоинспекции уведомление: мэрии пригрозили штрафом до 450 тысяч рублей за отсутствие зебр.

    Поделиться