Уральские пищевики вышли на внешний рынок

Поставка за рубеж продуктов питания - в какой-то степени экзотика для промышленного Урала. В структуре экспорта здесь традиционно преобладает доля сырьевых отраслей, металлургии, машиностроения. Продовольствие в общем "вагоне", отправляющемся за границу, занимает пока весьма скромное место, да и ассортимент его невелик. Но все же уральцы намерены постепенно укрепить свои позиции и на этом рынке.

По данным Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП), сегодня регион экспортирует лишь восемь видов продовольственных товаров. Абсолютный лидер - майонез, производимый пищевым комбинатом в Екатеринбурге. Соус охотно покупают едва ли не все страны бывшего Союза, включая Азербайджан, Молдову, Грузию и другие. Не так давно уральский майонез стал продаваться и в Китае. Комбинат поставляет за рубеж (в страны СНГ) еще три вида продукции: кетчуп, горчицу и маргарин.

С недавних пор в КНР начали отправлять и мороженое. К слову, жители Поднебесной полюбили российский пломбир не так давно: во-первых, долгое время в Китае был крайне низкий уровень жизни, во-вторых, там в принципе не развито молочное животноводство. И вкус всего спектра молочной продукции многим жителям этой страны до сих пор не знаком. Хотя с повышением уровня доходов рядовые китайцы его распробовали: на протяжении нескольких лет объемы потребления молока в КНР увеличиваются на 20 процентов в год. Во многом этому способствовала национальная акция "Школьное молоко". Ее лозунг: "Один стакан молока в день - два сантиметра за год". На Урале молока производится много, и резервы роста в этой отрасли далеко не исчерпаны: нужно ловить момент, ведь Поднебесная с ее населением почти в полтора миллиарда человек - необъятный рынок.

Как сообщили "РГ" в отделе маркетинга хладокомбината, мороженое с Урала в Китае расходится влет. Сегодня на предприятии выпускают десятки видов сладкого лакомства и готовы не только наращивать объем поставок, но и разнообразить ассортимент.

К слову, в КНР в последние годы вообще полюбили российские сласти, поэтому устойчивая продуктовая позиция, поставляемая в соседнюю страну из Екатеринбурга, - изделия местного кондитерского объединения: конфеты, печенье и прочая продукция. Предприятие работает и с партнерами из Монголии и Таджикистана.

В прошлом году состоялась также отправка в Китай небольшой пробной партии меда. Но, по словам экспертов, говорить о масштабных экспортных поставках этого продукта пока явно рано.

При этом, как отмечает вице-президент УТПП Александр Макаров, регион пока не отправляет за рубеж мясо. Хотя известно, что в России в целом за прошлый год экспорт этой продукции увеличился более чем в два раза. Впрочем, на Урале мяса пока производят недостаточно даже для внутреннего потребления, не говоря уже об излишках для экспорта.

Сегодня Средний Урал экспортирует лишь восемь видов продовольственных товаров. Абсолютный лидер - майонез

В целом, по данным Уральского таможенного управления, стоимостный объем экспортируемых продовольственных товаров и сырья для их производства составил в 2016 году 68,7 миллиона долларов США. Для сравнения: весь экспорт Свердловской области составил 7,1 миллиарда долларов. Иными словами, доля продуктов в нем не дотягивает пока и до одного процента (0,97).

- Да, перечень продуктов, отправляемых за рубеж, и их общие объемы пока действительно невелики, да и динамика роста не столь стремительна, - констатирует Александр Макаров. - Но все знают, как тяжело пробиться на внешние рынки. Именно поэтому первые шаги, на мой взгляд, очень ценны. Кроме того, они наглядно свидетельствуют о постепенном развитии пищевой промышленности в регионе и о качестве продуктов с Урала.

компетентно

Валентина Неганова, завсектором агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН:

- Для объективной оценки вклада экспортных поставок продуктов в развитие региона нужно посмотреть, а что именно идет за рубеж. Потому что отдельные продуктовые позиции порой говорят о том, что на экспорт их стало выгодно отправлять только в силу девальвации рубля. Яркий тому пример - рыба, добываемая на Дальнем Востоке. Общеизвестно, что российский рынок пока не полностью обеспечен качественной рыбой, но при этом ее экспортируют, подобная ситуация и с мясом. Что касается поставок продукции из нашей области, то тут, на мой взгляд, все позиции самодостаточные: нашу продукцию покупают за рубежом не из конъюнктурных соображений, а потому что она сумела занять свою нишу на рынке благодаря конкурентным преимуществам, прежде всего качеству.