Россия не должна отдавать перевалку морских грузов иностранным портам, заявил Медведев позже на совещании. А для этого будут развиваться наши порты.
Новейший российский ледокол "Новороссийск" вернулся в Мурманск из первого арктического рейса. Как рассказали Медведеву, корабль доставил на остров Земля Александры свыше 160 тонн грузов и провел к острову сквозь льды пассажирский теплоход с двумя сотнями пассажиров. Премьер поднялся на капитанский мостик, где капитан "Новороссийска" Ярослав Вержбицкий показал ему пульт управления ледоколом. Главу правительства порадовал тот факт, что программное обеспечение для управления разработала именно российская компания.
"Удовлетворены ли в настоящее время потребности страны в ледоколах?" - поинтересовался Медведев у сопровождавшего его министра транспорта Максима Соколова. Тот ответил утвердительно. Экипажу же гость пожелал "легкого льда и семи футов под килем".
С борта катера командующего Северным флотом Медведев осмотрел акваторию Мурманского транспортного узла. Вид понравился настолько, что глава правительства решил запечатлеть его при помощи фотоаппарата.
Бросив взгляд на пришвартованные суда, премьер заметил, что все они - под российским флагом. Моряки посетовали: уже несколько лет откладывается принятие поправок о том, что все углеводороды, добываемые РФ в Арктике, должны перевозиться именно под нашим "триколором". Таких изменений ждет Кодекс торгового мореплавания.
"Давайте законопроект подтолкнем", - обратился Медведев к Соколову. И поручил министру "доложить отдельно" ситуацию с принятием документа.
Вернувшись на берег, глава правительства подписал документ, как раз посвященный Арктике - соглашение, которое облегчит проведение международных научных исследований в этом важнейшем регионе. Документ упросит обмен результатами таких исследований, а заодно и процесс пересечения границы. Также он позволит совместно с другими странами совместно пользоваться научной инфраструктурой. Соглашение касается стран Арктического совета - кроме России это Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США.
На последовавшем совещании Дмитрий Медведев назвал критически важной задачу развития транспортной инфраструктуры в российской Арктике. Он призвал к финансированию этого процесса наряду с федеральным центром подключаться также бизнес и регионы.
"Автомобильные и железные дороги, морские порты, аэропорты имеют для труднодоступных северных территорий, арктической зоны критическое, жизненно важное значение. Это - та инфраструктура, без которой жизни просто не будет", - сказал он.
Чтобы развивать так называемый "северный завоз", повышать мобильность местного населения в суровых климатических условиях, правительство задумало ряд масштабных строек. Речь, в частности, о создании нового порта Сабетта в рамках проекта "Ямал-СПГ" и одноименного аэропорта. Кроме того, планируется соединить Северную и Свердловские железные дороги - длина нового пути составит 700 км. "Углеводородное сырье и газоконденсаты, нефть будут вывозить в европейскую часть страны и на экспорт в Европу и Северную Америку, обрисовал масштаб глава кабмина.
Комплексное развитие мурманского транспортного узла на базе морского порта, конечно, тоже входит в планы правительства. К 2020 году грузооборот мурманского порта должен превысить 80 млн тонн, сказал Медведев.
Развитие мурманского порта поможет "переориентировать" грузы, перевалка которых осуществляется в портах стран Прибалтики, а также Украины, подсказал Максим Соколов. "Было бы абсолютно логично, чтобы грузы уходили на экспорт из портов РФ", - добавил глава Минтранса.
"У нас нет никакого резона отдавать грузы заграничным портам - не важно, каким - украинским или еще каким-то, - согласился глава правительства. - Мы должны прежде всего соблюдать наши национальные интересы, чтобы зарабатывала именно наша экономика".
В высоких широтах нашей страны также будут развивать сеть автодорог, отремонтируют аэропорты… В результате транспортная инфраструктура на севере даст тысячи рабочих мест и станет залогом экономического развития, заявил Медведев.
Без круглогодичного автосообщения действительно не обойтись, подтвердил глава Минтранса. Сейчас северные дороги в основном "автозимники" - трассы, которые реально использовать только при минусовой температуре. "Вместе с тем, по информации и МЧС, и ряда экспертов, в ближайший 25-30 лет зона вечной мерзлоты в России уменьшится на 10-15%, а по некоторым прогнозам, к середине 21-го века - даже на 30%", - предупредил он. Поэтому и предстоит сделать упор на "постоянные" дороги.