Израильтяне из основанной еще в 1964 году Батшева данс компани провоцировали российской премьерой "Вируса Наарина", танц-спектаклем по "Оскорблению публики" Петера Хандке. Не самый известный в наших широтах авангардист 60-х дал возможность танцовщикам пощекотать нервы публике. Ведущий в костюме-коконе на хорошем русском читает текст в духе "Какие же вы нарядные! Что, пришли поглазеть?", и текст перемежается характерным израильским contemporary dance мэтра Охада Наарина: труппа большая, танец синхронен, но смотрится собранием индивидуальностей, а главное - бьет энергией через край. Да так очевидно, что из партера с громкими воплями "они ругают меня, а я их" выскочил зритель-фрик. Остальные устроили бешеную овацию: современное искусство нечасто поражает энергетикой, умом и здоровым позитивизмом одновременно.
"Буря" Национального балета Польши в постановке Кшиштофа Пастора обещала стать еще одной сенсацией - тоже российская премьера, академический театр и, по ожиданиям от картинки афиши, новое слово в богатой балетной шекспириане. Она и началась ярко. Придуманные гением правила игры - маг Просперо на острове, тонущий корабль, силы зла, любовная история замешаны на неоклассическом балете и медитации, оркестровым фрагментам вторит ритуальный персидский бубен. Но хореография потонула в монотонности, сделать хитрый сюжет либо увлекательным, либо атмосферным у постановщика не хватило фантазии - что, впрочем, лишь смазало впечатление от достойного спектакля.
Но безусловными любимцами публики, все дни по люстру забивавшей зал Александринки, стали голландцы. Netherlands Dance Theatre так обвыкся в роли хэдлайнера современной хореографии, что организаторы (Dance Open обхаживал их два года) рады любым требованиям, а зрители любой программе. И NDT оправдывает ожидания.
Марко Гёке - увлекающий в "Тонкой коже" чуть больше, чем нужно и без натуги эффектный, удивляет насыщенным танцем и готов выискать глубины в простеньком кантри от Патти Смит.
Наследники гениального Иржи Килиана во главе труппы бывшая семейная пара и общие любимцы Пол Лайтфут и Соль Леон придумали Silent Screen ("Немое пространство") и Shoot the Moon ("Дотянуться до звезд") на музыку Филипа Гласса. В их гипнотически зрелищных спектаклях с полноценным видео и сценографией виден не сюжет, а смысл, частность стремится к обобщению, простота к философии.
Как им это удается - непостижимая загадка таланта, тем более острая, что ведет к тонким эмоциям с помощью прекрасно образованных тел простых смертных. Всякий раз ей поражаешься как впервые. Но в общем-то для рассказа телом о смысле жизни и затеваются танц-спектакли и фестивали.