25.04.2017 10:50
    Поделиться

    "Карта убитых дорог" добралась до Орла

    Расходы на содержание трасс в Орле растут, но качество ремонта не улучшается

    Реальное состояние автодорог в Орле не выдерживает критики. К такому мнению пришли активисты Общероссийского народного фронта, которые совместно с другими общественными организациями провели мониторинг здешних трасс. Покрытие не отвечает нормам, а подрядчики уклоняются от гарантийного ремонта. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

    "Беркуту" виднее

    Для проверки трасс в город прибыла сертифицированная передвижная лаборатория с системой электронного мониторинга "Беркут". Ее называют "детектором лжи" для чиновников.

    - В этом году мы реализуем федеральный проект "Карта убитых дорог", - рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ Валерий Савин. - Любой может нанести на нее дорогу, требующую ремонта. Все обращения передаются в администрацию города для включения указанных объектов в перечень ремонтных работ.

    По его словам, мэрия реагирует оперативно. Однако это не помогло ей получить высокую оценку активистов. Мониторинг показал, что ни одна из обследованных дорог не отвечает полностью нормативным требованиям. Площадь обнаруженных дефектов оказалась в 10 раз больше той, что озвучивали чиновники. На карту нанесено уже около ста "убитых" местных дорог.

    Широкий общественный резонанс вызвал ремонт на Наугорском шоссе. Осенью дорожники уложили асфальт прямо в снег. За зиму полотно покрылось трещинами и начало рассыпаться. Подрядчик отказался выполнять гарантийный ремонт и вступил с мэрией в судебную тяжбу. Подобное - не редкость.

    На ремонт дороги по улице Комсомольской потратили 67 миллионов рублей. Это центральная магистраль, лицо города. Но и здесь новое полотно не выдержало и года. Верхний слой уже частично разрушен. Подрядчик отказался за свой счет добровольно устранить дефекты.

    - Ему была направлена досудебная претензия и выставлены штрафные санкции и пени на 40 миллионов рублей, - пояснил глава муниципального казенного учреждения "Управление коммунального хозяйства" (МКУ "УКХ") Дмитрий Зуев. - В настоящее время дело находится на рассмотрении в суде.

    На улице Полесской срезали асфальт, чтобы уложить новое покрытие. Но денег на ремонт не хватило, и орловцы вынуждены ездить по "грунтовке". Результаты мониторинга оказались неутешительными для городских властей. Чиновники заверили активистов, что недостатки будут устранены.

    - Мы договорились о том, что теперь представители общественных организаций будут принимать участие в приемке ремонтных работ, - уточнил глава администрации Орла Андрей Усиков. - Кроме того, ОНФ окажет помощь в проведении лабораторных исследований.

    Качество под залог

    Проверки контрольно-счетной палаты и антимонопольщиков, тяжбы автовладельцев с дорожными службами тоже вскрыли пласт проблем. Так, недавно МКУ "УКХ" признали виновным в нарушении закона о защите конкуренции. Дело завели по жалобе строительной фирмы, которую не допустили к участию в торгах.

    В июле прошлого года был объявлен тендер на ремонт 22 объектов улично-дорожной сети. Их объединили в один лот, что отсекло многих соискателей. Лишь самые крупные и благополучные фирмы могли побороться за контракт. Не каждый способен отремонтировать десятки дорог одновременно. К тому же надо заплатить немалый залог.

    Новое полотно на центральной магистрали по улице Комсомольской начало осыпаться, не продержавшись и года

    - В документацию был включен ремонт дорог, расположенных в разных районах Орла, территориально отдаленных друг от друга и не связанных технологически, - пояснила замглавы УФАС Ирина Солдатенкова. - Они имеют средства идентификации и представляют собой отдельные объекты улично-дорожной сети, что позволяло организовать торги по каждому участку.

    Контракт получила фирма из Тулы, его стоимость превысила 146 миллионов рублей. Поскольку на момент рассмотрения антимонопольного дела большая часть работ уже была выполнена, управление ФАС не стало аннулировать результаты торгов. Однако поставило вопрос о наказании виновных и предписало ужесточить контроль и не допускать подобного. Попутно КСП установила, что "на 94 процента автомобильных дорог местного значения отсутствует государственная регистрация права". Нет и единого подхода к работе с подрядчиками. Срок гарантийных обязательств устанавливается конкретно для каждой фирмы и варьируется от двух до восьми лет.

    К тому же в конкурсной документации зачастую устанавливается минимальный срок действия банковской гарантии. Она дается на обеспечение контракта. Подрядчик перечисляет заказчику определенный процент от начальной суммы как залог качества ремонта. Однако срок такой гарантии нередко превышает срок действия контракта всего на месяц.

    Это позволяет подрядчикам уклоняться от гарантийного ремонта. Бывает, что они исчезают, "освоив" бюджетные деньги. Не отвечают на письменные претензии и телефонные звонки. Некоторые "внезапно" вступают в процедуру банкротства. Власти вынуждены с каждым годом тратить все больше.

    - В 2015-2016 годах неэффективное использование бюджетных средств на ремонт дорог составило 38 миллионов рублей, - сообщила председатель КСП Татьяна Успенская. - Средства, в частности, были направлены на оплату ямочного ремонта и работ на дорогах, находящихся на гарантийном обслуживании.
    Муниципальной казне приходится оплачивать штрафы за несоответствие дорожного полотна ГОСТам, которые выписывают сотрудники ГИБДД. Город через подотчетные предприятия возмещает ущерб от ДТП водителям, чьи автомобили пострадали из-за плохого дорожного покрытия. Один из таких процессов выявил системную проблему.

    В суд обратился местный житель, чья машина угодила в выбоину. Причиной ДТП признали несоответствие дорожного покрытия нормам. Автовладелец оценил ущерб в 60 тысяч рублей и потребовал компенсацию. Выяснилось, что за дорогу отвечает МКУ "УКХ", которому такие полномочия дала мэрия. Оно заключило договор с ГУП "Дорожная служба".

    Это предприятие наняло субподрядчика - МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла". Выделенные из муниципальной казны средства дошли до муниципального же предприятия через двух посредников. Разве не выгоднее было бы перечислить деньги напрямую? И таких вопросов возникает немало.

    - В городе не обеспечена реалистичность расчета расходов бюджета на ремонт и содержание дорог, - считает Татьяна Успенская. - В предыдущие годы формирование расходов осуществлялось без учета нормативов финансовых затрат, утвержденных постановлением администрации города.

    Кстати, в Орле нормативы установлены на уровне федеральных. Возможно, поэтому их и не используют - чтобы не выросли расходы. Словом, постановление "носит формальный характер и не применяется при определении плановых сумм ассигнований". КСП не раз обращала на это внимание и призывала снизить нормативы. Но к мнению аудиторов чиновники не прислушались.

    Гребут лопатой

    К слову, расходы муниципальной казны на содержание автодорог выросли почти на треть - с 248,1 миллиона рублей в 2015 году до 344,3 миллиона в 2016-м. Значительные суммы выделяют из регионального дорожного фонда. Однако улучшения качества дорог пока не видно.

    Не обходится и без криминала. Так, прокуратура направила в суд уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на строительство двух дорог. Обвинение предъявлено директору одного из местных ООО. Он заключил контракт с госзаказчиком и спустя некоторое время отчитался о выполнении. Проверка показала, что дороги появились только на бумаге.

    - Госзаказчику были представлены документы, содержащие ложные сведения об объемах и стоимости выполненных работ, - рассказала старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина. - Фактически же строительство дорог осуществлено не было.

    Бюджетные средства, почти 28 миллионов рублей, прошли через фирму-однодневку и после нескольких операций были обналичены. Обман вовремя удалось вскрыть. Горе-строителя задержали и обвинили в мошенничестве, причинении крупного ущерба государству, а также попытке легализовать похищенные деньги.

    Станут ли лучше дороги после проверок и возбужденных уголовных дел? Активисты надеются на это, хотя и не верят, что ситуацию можно изменить в ближайшее время. На кону ведь большие деньги. Вот и возникает криминальный соблазн. Кто-то экономит на материалах, кто-то завышает сметы, а кто-то составляет "липовые" отчеты. Все это говорит о том, что общественный контроль необходим. Не поставишь же за спиной каждого чиновника и подрядчика по прокурору.

    А как у соседей

    В Смоленской области активисты ОНФ провели проверку состояния дорог в Вязьме и областном центре. Первым вяземским объектом стал аварийный Смоленский мост, нанесенный на "Карту убитых дорог" и неоднократно отмеченный местными жителями и активистами ОНФ в качестве объекта, который требует немедленного внимания.

    - Зимой здесь был проведен аварийный ямочный ремонт - в непогоду с нарушениями технологий наспех заделали ямы, - рассказали в ОНФ. - Местные жители добились, чтобы прокуратура признала эти работы некачественными. Как следствие - они не были оплачены и приняты. После этого на мосту пытались несколько раз проводить ямочный ремонт, но асфальт "не приживался". Мост тем временем разрушался все больше, ограждения с одной стороны моста упали в реку. Сейчас там уложено новое временное асфальтовое покрытие, а капитальный ремонт будет проведен этим летом.

    По словам первого заместителя главы районной администрации Владимира Беленко, капитальный ремонт дорожного покрытия в этом году планируется произвести на Советской площади, улицах Кронштадской и Алексеевской. Там не только будет заменен верхний слой асфальта, но и сооружен тротуар. Остальной ремонт в городе будет ямочным.

    - Мы обязательно будем следить за ситуацией в Вязьме - практика показывает, что без общественного контроля дороги здесь не ремонтируются, - сообщил координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог", депутат Государственной Думы РФ Александр Васильев.

    В ходе рейда по Смоленску активисты оценили качество гарантийных дорог, отремонтированных в 2012-2016 годах, дорожных участков, проинспектированных в 2015 году, а также дороги, где, по мнению граждан, требуется провести ремонтные работы. По их мнению, ситуация в областном центре начинает меняться к лучшему. Тем не менее на улице Кирова были выявлены значительные дефекты дорожного полотна, не устраняемые на протяжении долгого времени, несмотря на гарантийное обслуживание. Отмечено плохое состояние дорожного участка по улице Нормандия-Неман, у магазина оптики; проверку специальным лекалом для измерения допустимых размеров ям на дорожном полотне не прошли улицы Паскевича, Степана Разина, межквартальный дорожный проезд у дома 6а по улице Рыленкова. В администрации Смоленска участников рейда ОНФ заверили, что капитальный ремонт дорожного полотна по улице Паскевича продолжится уже в ближайшее время.

    Координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог" в Смоленской области Николай Яров отметил, что сорвалась проверка грунтовой дороги у населенного пункта Зубовщина, ведущей к земельным участкам, выделенным многодетным семьям, инвалидам, а также ветеранам войны и труда. Более 200 семей, получивших земельные наделы, не могут начать на них жилищное строительство из-за бездорожья.

    - Дорога настолько непроходима, что даже внедорожники застряли в грязи и не смогли проехать к выделенным участкам, пришлось вернуться обратно, - подчеркнул Яров.

    Поделиться