Как избежать двойного ремонта дорог в Петербурге
В конце прошлого года на Большом проспекте Петроградской стороны начали прокладывать кабель. Для этого вскрыли асфальт. Нюанс в том, что в сентябре 2016-го на этом же участке Большого проспекта ремонтировалась дорога и был положен новый асфальт.
В Петербурге вообще много драматических историй, связанных с асфальтом. Многие помнят, как незадолго до открытия "Спортивной-2" дорогу вскрывали, чтобы установить светофоры и фонари. Но этот участок дороги как раз приводился в порядок накануне открытия станции. Иногда про асфальт забывают совсем. Например, осенью прошлого года на улице Аккуратова по заказу "Ленэнерго" начали прокладывать электрокабель. Работы должны были завершиться 19 апреля, и кабель действительно был проложен, но после этого дорога так и осталась перекопанной. Недовольны жители окрестных домов и возмущены пациенты центра имени Алмазова, ведь улица Аккуратова - это единственный путь до медучреждения от станции "Удельная".
Асфальт в Петербурге вскрывается по заказу многих ведомств. За серьезный дорожный ремонт отвечает комитет по развитию транспортной инфраструктуры, за ямочный - комитет по благоустройству, за прокладкой и ремонтом инженерных коммуникаций следит комитет по энергетике и инженерному обеспечению. И уровень полномочий у всех этих структур примерно одинаковый. Помимо них работы проводят поставщики ресурсов. В новых кварталах дороги зачастую вскрывают по заказу застройщиков, а их на рынке десятки.
В идеале все эти структуры должны координировать свои действия с государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ). Алгоритм следующий: во всех комитетах и ресурсоснабжающих компаниях есть перспективные программы по развитию своей части городского хозяйства. Там примерно прописано, какие объекты, когда и в каком объеме должны быть отремонтированы. На их основании, а также по сигналам от граждан и по собственному мониторингу ведомства формируют конкретные списки объектов, нуждающихся в ремонте, и подают их в ГАТИ. Там все адреса сводят воедино и формируют два плана работ: оперативный - на текущий год, и перспективный - на два следующих.
Заместитель председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Игорь Комаров говорит, что при формировании списка инспектора должны выстраивать работы исходя из законов логики и целесообразности, то есть, если на один адрес приходит два предложения: проложить сети и обновить асфальт, то ГАТИ вторую заявку вычеркивает. Из тех адресов, которые остаются, ведомства формируют адресные программы, объявляют торги и за несколько дней до начала работ подают заявки в ГАТИ и получают ордер, подтверждающий, что все делается законно.
Но такая схема не работает. Программы регулярно пополняются новыми адресами, причем, они зачастую минуют этап перспективный и сразу попадают в оперативный список. Так бывает, например, если граждане публично жалуются. Инструментов, для того чтобы заявить о проблеме, у людей, по идее, достаточно. На ямы жалуются на созданном по инициативе Смольного портале "Наш Петербург", принимают обращения общественники из "Красивого Петербурга", также в городе заработал проект "Карта убитых дорог". Последний сайт, кстати, открылся лишь 14 февраля и уже помог выявить 206 проблемных адресов.
При этом, по словам начальника отдела содержания и эксплуатации дорог комитета по благоустройству Николая Збика, 70 адресов на карте уже отремонтированы, по остальным вопрос решается.
В последние годы граждане сами являются координаторами между ведомствами, они сообщают о незаконном вскрытии асфальта, сигнализируют о нарушении порядка проведения работ. И на сообщения людей ведомства реагируют. Правда, ни одно из них никогда публично не отчитывалось о том, сколько раз на адрес в обход перспективных программ и общей уже скоординированной очереди рабочие вышли по сигналу от граждан, а сколько раз - без такового. То, что такое может быть, в Смольном не подтверждают, но и не отрицают, ведь наказание для чиновников за несвоевременное включение адреса в списки для ГАТИ не предусмотрено.
Все это порождает ситуацию безответственности. Качество укладки асфальта оставляет желать лучшего, никого не удивить колеями даже на новой дороге. Но интереса делать на века нет, ведь дорожники понимают, что асфальт с большой вероятностью вскроют раньше нормативного срока. По словам Игоря Комарова, до начала 90-х в правилах проведения дорожных работ было прописано, что асфальт может вскрываться не чаще, чем раз в пять лет. Сейчас такого положения в нормативных актах нет.
В принципе, ГАТИ, конечно, протестует против необоснованного вскрытия асфальта и выписывает штрафы компаниям, которые выходят на участки без ордера, но если вскрытие происходит по ордеру, то никаких претензий у ведомства не возникает.
Между тем в заксобрании собираются изменить подход к адресным программам и координировать их не только на уровне ГАТИ, но и в местном парламенте. Такая мера поможет бороться с практикой двойного ремонта. Правда, даже если законодательство будет изменено, этот сезон все равно пройдет по уже привычной схеме.