30.04.2017 20:15
    Поделиться

    В Омске подвели итоги кинофестиваля "Движение"

    В Омске завершился фестиваль дебютов "Движение"
    В Омске завершился национальный кинофестиваль дебютов "Движение". Все награды распределили между шестью конкурсными фильмами - что, в общем, выглядит вполне оправданным, потому как в этом году конкурсная программа была на удивление сильной.

    Впрочем, вопросы к жюри, которое возглавил Алексей Попогребский, все же имеются - в основном по части главного приза. Он достался фильму Анны Крайс "Нашла коса на камень", едва ли не самой спорной картине конкурса. Думается, добраться до проката ей не грозит, поэтому с чистой совестью можно рассказывать его сюжет.

    Он распадается на три практически автономные истории, случившиеся в один день в Иванове. На дворе 1999 год, по телевизору бесконечно показывают Ельцина и чеченских боевиков. Юная героиня встречает на вокзале своего "дембельнувшегося" парня, который возвращается как раз из Чечни. Первым делом они идут заниматься сексом в раздолбанный вагон, одиноко стоящий на заброшенной узкоколейке, после чего отправляются на дискотеку (саундтрек в виде бессмертных хитов группы "Руки вверх" прилагается). Там молодой человек встречает девушку своего брата. Выясняется, что в Чечню они отправились вместе, но брат погиб. Девушка "дембеля", приревновав его к старой знакомой, устраивает истерику и в слезах уходит в ночь искать приключения на свою пятую точку. Находит она их довольно быстро в виде пятерых чеченцев, танцующих лезгинку возле стареньких "Жигулей". Далее случается поездка в близлежащий лес и изнасилование барышни матрешкой.

    В это время мать героини (выход Ксении Кутеповой) вместе со своей сестрой агитирует жителей Иванова вступить в секту свидетелей Иеговы. В подъезде одного из домов, жители которого не стесняются посылать женщин куда подальше, сектантки находят перепившего мужика. Героиня Кутеповой действует в полном соответствии с бородатым анекдотом про даму, которая подбирает возле магазина спящего алкоголика и со словами "ну не хлеба же у меня три года не было" ведет его домой. В квартире женщины последовательно обнаруживаются еда, выпивка и заряженное ружье. Из этого ружья женщина, в конце концов, и пристрелит своего нового знакомого, который оказывается той еще сволочью. Дальше это ружье попадает в руки вернувшегося из Чечни "дембеля". Тот добирается до дома и обнаруживает, что, пока его не было, местные злодеи, образовав преступный альянс с продажными милиционерами, отжали у его брата-инвалида гараж. Солдат едет на "разборки" - и заряженое ружье, понятно, стреляет вновь.

    Все награды распределили между шестью конкурсными фильмами

    Во всем этом видна концепция - Крайс, очевидно, задумывала препарировать миф о 90-х, скрестив Балабанова с Тарантино; организовав встречу "Криминального чтива" с "Грузом 200". Но итоговый результат равноудален и от того, и от другого. В лучшем случае его можно назвать сборником ученических этюдов, в худшем - трэшем и угаром, дешевой чернухой в ее самом густопсовом изводе.

    Распределение остальных наград никаких вопросов не вызывает. Два приза - за режиссуру Дмитрию Давыдову и за лучшую мужскую роль Алексею Устинову - увез "Костер на ветру" - будущий фестивальному хиту всероссийского масштаба из Якутии. Медитативная драма о том, как два отца пытаются пережить гибель своих сыновей (один случайно убил другого, после чего свел счеты с жизнью) подтверждает самобытную репутацию кинематографа Якутии. Этот кинематограф возник по запросу снизу, он практически не получает бюджетного финансирования (по крайней мере, на федеральном уровне) и развивается более или менее самостоятельно. Тем интереснее смотреть, как с каждым разом якусткие режиссеры делают все более сложные фильмы и заходят на новые территории.

    "Костер на ветру" - экзистенциальный триллер, трагедия преодоления. Ради красного словца так и подмывает назвать его якутским "Манчестером у моря", но от столь смелых параллелей все же лучше воздержаться. И пока просто порадоваться, что в огромной восточносибирской республике с числом населения, как в московских Черемушках, на наших глазах создается песрпективная кинотрадиция.

    Награду за лучшую женскую роль получила Нелли Попова, петербургская актриса, сыгравшая главную роль в фильме своего мужа Влада Фурмана "Гупешка". Фурман - известный по сериалам режиссер. В прошлом году, например, много самых разных откликов вызвал его проект "Таинственная страсть", главными героями которого стали знаменитые шестидесятники. Но полный метр он за свою долгую карьеру снял всего второй раз.

    "Гупешка" - ранняя пьеса Василия Сигарева, которую Фурман с Поповой в главной роли в начале 2000-х поставил в санкт-петербургском театре имени Андрея Миронова. То есть фактически перед нами перенос театрального спектакля на экран. Упрекнуть "Гупешку" в особенной театральности, впрочем, нельзя. Это компактная, остроумная и энергичная трагикомедия, главными достоинствами которой являются как раз актерские работы. Нелли Попова - опытная артистка с прекрасным театральным репертуаром, в котором есть и Раневская, и Бланш Дюбуа. Однако как киноактриса она до "Гупешки" практически не была известна. И теперь есть ощущение, что у нее должна начаться какая-то другая жизнь. История знает примеры, когда уже зрелые актрисы после внезапного триумфа становились звездами. "Гупешка" - тот самый внезапный триумф Поповой, которая, нет сомнений, получит за эту роль еще не одну премию.

    В конкурсе "Движения" была еще одна экранизация театрального спектакля, поставленного по современной пьесе - речь о пьесе Анны Яблонской "Язычники". Спектакль долгое время были визитной карточкой Театра.doc, и вот теперь режиссер Лера Суркова сделала кинотеатральную версию с теми же артистами. Жюри не нашло повода наградить режиссера, но отметило актерский ансамбль и отдало картине приз за лучший сценарий - таким образом в Омске почтили память Анны Яблонской, погибшей в 2011 году во время теракта в аэропорту "Домодедово".

    Специального упоминания жюри за верность профессии увез из Омска актер Алексей Филимонов, сыгравший в фильме Анара Аббасова "Амун". Эта же картина получила приз за операторскую работу. Обе награды не вызывают никаких нареканий. Работа Филимонова и оператора Любови Морозовой - действительно лучшее, что есть в этой притче о том, как скептик и атеист, потерявший всякую надежду на выздоровление сына, бредет по палестинской пустыне в поисках мудрого старца, встреча с которым несет исцеление от всех болезней. Любопытно, что за 83 минуты "Амун" успевает передать приветы и "Английскому пациенту", и "127 часам", и звягинцевскому "Возвращению". Но в целом это тот случай, когда молодому дебютанту достался солидный бюджет, на который он смог позволить себе нанять профессиональную команду. Благодаря этой команде не самые сильные места картины (например, прямолинейный и не слишком оригинальный сценарий) оказались сглажены, и тягостного впечатления "Амун" не производит.

    И, наконец, приз зрительских симпатий достался фильму "Три дня до весны" Александра Касаткина - военному ретродетективу про едва не случившуюся в блокадном Ленинграде эпидемию чумы. Эта произведенная на "Ленфильме" картина только что вышла в широкий прокат, и ее достоинства сегодня может оценить любой желающий.

    Таким образом совсем без наград на "Движении" осталась только конкурсная "Отличница" Оксаны Карас. Но и это решение вполне понятно. "Отличница" - восьмисерийный телесериал, а зрителям в Омске показали его 120-минутный дайджест, специальный монтаж, который более нигде не будет демонстрироваться. Награждать такой спецпроект было бы как минимум странно. А уж в чем жюри "Движения" нельзя обвинить совершенно точно - так это в отсутствии последовательности.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться