Кому адресованы надписи на автомобильных наклейках
Поговорим?
- На дорогах существует целая культура общения, - считает преподаватель факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Елена Никишина. - Если поначалу в автонадписях очень ярко прослеживалось творческое начало владельца авто, то в последнее время используются уже более обезличенные наклейки, так как спрос на них возрос и появилась целая индустрия производства надписей для автомобилей.
Кому же прежде всего адресованы эти надписи? Елена Никишина выделяет три группы общения: "водитель - водитель", "водитель - сотрудник ДПС", "водитель - пешеход". При этом чаще посредством народного фольклора между собой на дорогах общаются водители. И что же они таким образом хотят друг другу сказать?
- Не сказать, а доказать, - поясняет исследователь. - На первый план выходит чисто психологический фактор - конкуренция: кто водит лучше и у кого машина дороже. Наиболее "многословны" как раз те, кто находится в более уязвимой позиции.
Новички за рулем оправдываются, предупреждают, самоутверждаются. При этом делают это либо в шутливой, либо в иронично-агрессивной форме: "Еду как могу!"; "Я не пьяный! Я объезжаю ямы!"; "Могу учудить!"; "Осторожно! Путаю педали!"; "Целуюсь лучше, чем паркуюсь!"; "За рулем блондинка!"; "Я учусь, имейте совесть!"
В целом, как считает Елена Никишина, у наклеек есть практический смысл - авторы предупреждают других участников дорожного движения о том, что с их машиной нужно вести себя осторожно. Лучше объехать.
А вот опытные водители, напротив, любят поучать: "Не води свой автомобиль быстрее, чем летает твой ангел-хранитель!"; "Еще раз посигналишь, вообще никуда не поеду!"; "Тише едешь - больше командировочных!"; "Тише едешь - меньше должен!"; "Не можешь обогнать, перепрыгни!"
Мал золотник, да дорог
Присутствует соперничество между обладателями дорогих и дешевых машин. И как и в случае с конкуренцией по уровню вождения, надписи чаще встречаются на недорогих машинах: "Зато не в кредит!"; "Зато не пешком!"; "Вырасту - джипом стану!" Чаще всего это самооправдание выливается в реплику-самоутверждение, смысл которой можно передать пословицей "Мал золотник, да дорог", отмечает Елена Никишина.
Владельцы дорогих машин не испытывают потребности дополнительно заявлять о статусе своего авто за редким исключением: "Размер имеет значение! Двухлитровым должен быть не только пакет сока".
Наклейки, которые обращены к сотрудникам дорожной полиции или пешеходам, встречаются реже. В первом случае водитель как бы обороняется от действий сотрудников ДПС: "Понять, простить и отпустить"; "Остановка без причины - признак дурачины". Во втором - запугать пешеходов: "Почему пешеходы уверены в исправности моих тормозов больше, чем я?!"; "Пешеходы бывают двух видов - шустрые и мертвые". Но подобные наклейки могут привести к агрессивной реакции со стороны тех же пешеходов и полицейских, поэтому не многие водители отваживаются на них.
На дороге сформировался еще один тип дискурса, связанный с частной жизнью владельца автомобиля. Люди рассказывают друг другу о каких-то событиях в своей жизни: "Кто куда, а мы жениться!"; "Молодожены"; "У меня родился сын!"; "Еду за дочкой!"; "Ура! Я стал папой!" Случается даже такое, что с помощью автонаклеек делают предложение руки и сердца: "Любимая, выходи за меня замуж!"
- Автонаклейки - это безусловный способ выделиться в толпе автомобилей, - считает автомобильный критик Игорь Моржаретто. - Это и способ обозначить свою принадлежность к какой-то группе. Сказать: "Ребята: я свой!". Например, когда любители какой-то марки или модели машин лепят надписи: "Люблю Мазду"; "Клуб любителей Рено" и так далее. Или хоккеисты и десантники обозначают свою принадлежность к виду спорту или роду войск.
Мода на патриотические наклейки вроде: "Спасибо деду за Победу!"; "Помню, горжусь!"; "На Берлин!", появившиеся в последние годы, по мнению Моржаретто, стала спадать. "Когда появляется что-то новое, люди воспринимают это на ура! - считает автоэксперт. - А когда все это утратило новизну, многие потеряли интерес. К тому же автовладельцы, похоже, наконец-то поняли, что надпись "Спасибо деду за Победу" на продукции немецкого автопрома выглядит кощунственно!"
Ушла в прошлое мода на различную аэрографию. Хотя она во многих случаях уберегла автомобиль от угона. "Такую машину нужно быстро перекрашивать, - поясняет Игорь Моржаретто. - А у преступников нет на это времени. Либо пускать в разборку, но тогда воры не получат столько денег, сколько за целую машину". Но машины с аэрографией - это настолько индивидуальная вещь, что она может остаться со своим владельцем навсегда. Найти покупателя на машину в бабочках или самолетами на взлете удается далеко не всегда.