10.05.2017 19:09
    Поделиться

    Нужно ли отучать ребенка от компьютерных игр и соцсетей

    Не секрет, что мультимедийная индустрия делает все, чтобы привлечь как можно больше пользователей от мала до велика. Наши дети стали раньше знакомиться с компьютером, чем с горшком, а трехлетка, сосредоточенно водящий пальцем по экрану планшета, уже никого не удивляет. Родители более взрослых детей подчас хватаются за голову, безуспешно пытаясь оторвать чадо от монитора. Тем временем психиатры всерьез размышляют о том, можно ли считать зависимость от компьютерных игр медицинским диагнозом. "РГ" обсудила эту проблему с доктором медицинских наук, доцентом кафедры психиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета Андреем Мингазовым.

    Андрей Ханифович, можно ли приравнять чрезмерную привязанность людей к компьютерам и смартфонам к вредным привычкам вроде курения и алкоголизма?

    Андрей Мингазов: И да, и нет. Пристрастие к сигаретам и алкоголю - это виды химических зависимостей, или, говоря языком науки, аддикций, а зависимость от гаджетов и Интернета имеет нехимическую природу. Так что она больше сродни склонности к азартным играм, трудоголизму, шопоголизму, религиозному фанатизму и так далее. Но объединяет их то, что любая аддикция вызывает изменение сознания. Человек как бы уходит из опостылевшей ему реальности в маленькую комнатку внутри своего "я" и там остается.

    Интернет-зависимость уже описана как заболевание. Существуют ли методы ее лечения?

    Андрей Мингазов: К сожалению, скорее нет, чем да. Эта зависимость лечится разными специалистами, но стандартов нет. Сейчас идут серьезные дискуссии о том, диагноз это или не диагноз, включать его в классификацию болезней или нет. Так, многие болезни могут вести к инвалидности. Но можно ли присваивать инвалидность в случае пристрастия к компьютеру? Вопрос с подвохом. Я считаю, что интернет-зависимость - это термин, который включает проявление очень большого числа различных аддикций (сексуальная, игровая, шопоголизм и др.), различающихся по степени тяжести и зависящих от склонностей конкретного человека, его возраста и жизненных обстоятельств.

    Все ли дети и подростки эпохи новых технологий одинаково подвержены риску стать зависимыми от них?

    Андрей Мингазов: Разберем два крайних типа человека: одного назовем гипертимом, другого - гипотимом. Тимия - это настроение. У гипертима настроение постоянно повышенное, он всегда находится на эмоциональном подъеме. Гипотим - его прямая противоположность. Таких детей легко отличить уже в детском саду: они, как правило, необщительны, замкнуты, часто плачут. Так вот, гипотимы более подвержены зависимостям, потому что они постоянно ищут способ повысить настроение, улучшить свое психофизическое состояние.

    Чем больше в игре крови и насилия, тем равнодушнее к ним ребенок в жизни. И чем более реалистична игра, тем быстрее формируется психологическая защита в виде черствости

    Механизм появления зависимости довольно прост: совершение определенного действия сопровождается яркой положительной эмоцией, особенно первое время. Человек понимает, что существует способ, с помощью которого можно довольно легко изменить свое психическое состояние. В дальнейшем он снова и снова воспроизводит это действие в надежде вернуть первоначальное состояние радости, эйфории. Однако, для того чтобы "радость" вновь пришла, "дозу" необходимо увеличивать. Так и формируются аддикции.

    Как определить, есть у человека зависимость от компьютера или нет?

    Андрей Мингазов: Существует несколько компонентов, универсальных для всех видов аддикций: сверхценность, изменение настроения, рост толерантности, синдром отмены, конфликт с собой и окружающими, рецидивы. То есть если вашему ребенку важнее зайти в Сеть и посмотреть, сколько ему лайков поставили, чем сходить с друзьями погулять, если у него резко портится настроение, когда вы забираете у него гаджет, если со временем он все больше сидит, уткнувшись в монитор, и пытается уйти от разговоров о том, что он чрезмерно погружен в виртуальный мир, либо жалуется, что не может контролировать свое поведение, знайте, что у него, скорее всего, уже развилась зависимость и ему нужно помочь.

    Но так ли уж опасны соцсети и компьютерные игры? Подчас кажется, что истории о том, что ребенок зарезал мать, не давшую ему вдоволь наиграться, не более чем страшилки.

    Андрей Мингазов: Зря вы так недооцениваете компьютерные игры. Они действительно способны очень серьезно изменить психическое состояние ребенка. У одного моего знакомого сын, школьник младших классов, увлечен игрой, в которой персонажи - аниматроники, роботы, одетые в костюмы животных. Сюжет игры до конца не ясен и вызывает споры даже у самих игроков. Вот один из вариантов: в пиццерию, где работают роботы, пробирается маньяк, завлекает детей в тайную комнату и убивает. Души убитых вселяются в аниматроников, и они мстят за гибель. Действие разворачивается в темных помещениях под музыку, полную скрипов, визгов, лязга и воя. Детские психиатры сходятся во мнении, что если у ребенка есть какая-то предрасположенность к психическим расстройствам, то с гораздо большей вероятностью они проявятся под воздействием подобных раздражителей.

    Кроме того, любое сильное эмоциональное подстегивание, в том числе в компьютерных играх, вызывает как минимум истощение. То есть, если ребенок и не набрасывается на родных после ночи, проведенной за компьютером, он по меньшей мере будет валиться от усталости на школьных занятиях. И еще, чем больше в игре крови и насилия, тем равнодушнее к ним ребенок в жизни. В особенности если у него изначально проблемы с эмпатией (сопереживанием). И чем более реалистична игра, тем быстрее формируется психологическая защита в виде черствости. Конечно, этот вывод сложно подтвердить экспериментально, однако ни у кого не вызывает сомнения необходимость введения в играх возрастного ценза (6+, 16+, 18+ и т. д.). Психика очень легко обманывается, принимая виртуальную реальность за настоящую.

    А что насчет социальных сетей?

    Андрей Мингазов: Постоянное зависание в соцсетях грозит формированием клипового мышления. Мозг ребенка перестает усваивать все, кроме информационного "фастфуда" - картинок и цитат, часто вырванных из контекста. Текст, в котором "многабукф", подросток, скорее всего, читать уже не станет - не привык. Его внимание постоянно переключается с одного образа на другой, он теряет способность сосредоточиться и углубиться в какой-либо предмет. Психолингвист Татьяна Черниговская говорит о том, что бездумное использование гаджетов отупляет. Происходит разделение общества на очень умных и примитивных. Умные читают книги, примитивные смотрят телевизор и уходят в соцсети.

    Ключевой вопрос

    Есть ли универсальный рецепт: как вытащить ребенка из виртуальной Паутины?

    Андрей Мингазов: Как бы банально это ни звучало, но нам нужно восстанавливать навыки живого общения с детьми. Я предлагаю поставить перед собой одну задачу: проводить с ребенком минимум 15 минут в день (совместная подготовка уроков не считается). Можно использовать методику "Молодец": пообщались с чадом, узнали, о чем болит его душа, - написали себе на бумажке букву "м". Назавтра сделали то же самое и дописали "о", потом "л", пока не соберете все слово трижды. Так пройдет 21 день - как раз то время, которое, по мнению психологов, необходимо для формирования привычки. Постепенно вы научитесь выделять ребенку время, и, если организуете его правильно, сын или дочь тоже будут стремиться лишний раз побыть с вами.

    На заметку

    • Нельзя отучить ребенка от использования гаджетов, если родители сами проводят вечера, уткнувшись в них. Если в семье появляется зависимый ребенок, первое, что вы должны сделать, - показать ему личный пример отказа от гаджета.

    • Чем больше у ребенка свободного времени, тем больше он зависает в соцсетях. Нужно разумно заполнять его досуг посещением кружков, секций.

    • Нужно удовлетворить потребность ребенка в получении новой информации, заменив "фастфуд" чем-то интересным, но в то же время не поверхностным. Позаботьтесь, чтобы ваш отпрыск смотрел хорошее кино, слушал хорошую музыку, читал хорошие книги.

    • Найдите занятие, которое и вам, и ребенку будет невероятно интересно. Тогда и он отвлечется от виртуальной реальности, и вы сами приятно проведете время.

    • Если ребенок увлечен какой-то игрой, повысьте ее "ставку", сделайте максимально интересной не только для него, но и для других членов семьи. Например, если он играет в динозавров, сводите его в музей и покажите скелет настоящего ископаемого или купите копию клыка саблезубого тигра в качестве талисмана.

    • Проводите вместе дома научные опыты, в игровой форме приучайте ребенка исследовать мир. Как шутит популяризатор науки Илья Колмановский, ученые - самые счастливые люди на свете, удовлетворяют свое любопытство за счет государства. Именно процесс удовлетворения любопытства дает выброс огромного количества дофамина - вещества, отвечающего за радость, когда мы делаем то, что нам нравится.

    Поделиться