Новости

19.05.2017 15:20
Рубрика: Культура

Юпитеры и суперсвинки

Каннский фестиваль набирает разбег
"Любовь к "Нелюбви" - под таким заголовком вышла уже не одна статья в фестивальной прессе. Старт конкурса, открывшегося российским фильмом, считают сильным. Но реакция на картину Андрея Звягинцева неоднозначна: в критическом рейтинге она вот уже пятый день лидирует, однако среди высоких оценок есть и раздраженный "кол".
Кадр из фильма "Лавка чудес". Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля

Первый тест для новинки здесь - показ для прессы: именно это - реальная премьера фильма, и за реакцией публики зорко следят журналисты. Уже вынесен приговор венгерскому фильму Корнела Мундруцо "Луна Юпитера": историю о беженце, который вместо того, чтобы умереть под пулями преследователей, вдруг обретает способность летать, журналисты забукали - увлекшись формальными задачами, режиссер забыл о необходимости как-то сформулировать и развивать свою идею.

На мой взгляд, слишком увлекся оригинальным приемом и Тодд Хейнс, который после обидной неудачи в Канне картины "Кэрол" снял "Мир, полный чудес". Сказка эта показалась мне вымученной, и ее особенно трудно было смотреть после жесткого, актуального высказывания Андрея Звягинцева. В ней точно так же 12-летний мальчуган бежит из дома - в поисках отца; действие происходит в 1977 году. А параллельно развивается история, случившаяся полвека до того: из дома бежит 12-летняя героиня, запавшая на звезду немого кино. Первый сюжет снят в цвете и со звуком, сыграть второй приглашена реально немая девочка, а действие стилизовано под немое кино. Путь обоих беглецов лежит в Нью-Йорк, в Музей естественной истории, где среди чучел волков и оленей герои ищут тайные тропы минувшего, причудливо соединившего их судьбы. К финалу все линии сойдутся, все бабушки найдут своих внуков, все станут друзьями и родственниками. В фестивальной прессе фильм отрекомендован как экспериментальный и уникальный. Возможно, потому, что обе параллельные истории мелко нарезаны и переслоены, как лепешки и крем в торте "Наполеон". Или потому, что оба героя по случайному совпадению глухи, и в картине мало диалогов - персонажи общаются записками. Эта процедура тормозит действие, нас кидает из черно-белого мира в цветной, Джулианна Мур является в трех ролях и двух эпохах, детишки непосредственны, подростковая романтика на месте - есть все для счастья. Но хотя сюжетом движет тайна, которую нужно разгадать, фильм мне показался анемичным и даже скучным.

Показ фильма южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо "Окча" начался двойным скандалом. Сначала пресса букала при появлении логотипа стриминговой компании Netflix, не пожелавшей отдать картину в прокат, а потом смекнула, что фильм идет с искаженными пропорциями - и тогда зал взорвался ором и топаньем. После долгой суеты сеанс начался снова и завершился аплодисментами. Идут буколические сцены дружбы маленькой кореянки Мичи с гротескным созданием типа бегемота размером с небольшой автобус. Бегемот ластится к девочке и умеет метко стрелять экскрементами. Их счастье нарушено планами американской корпорации "Мирандо" и ее амбициозной владелицы (Тильда Суинтон не умеет играть плохо): дельцы вывели эту породу умных бегемотоподобных суперсвинок и теперь хотят пустить любимую Окчу на сосиски. Окчу надо спасать, буколика сменяется эксцентрикой, начинаются трюки и гэги, комические погони и гротескные драки на убой. Меня этот стандартный набор дешевого гонкогского кинокомикса, честно говоря, здорово угнетал. Пока не обнаружилась сверхзадача картины: появились мирные террористы - освободители мучимых животных, спасение Окчи становится актом гуманизма, финальные сцены идущих на убой суперсвинок и воспитание спасенного свиненка исторгают в публике слезы. Правда, неясно, что теперь делать: пронзая утром вилкой сосиску, я буду видеть укоряющий взгляд Окчи.

Кадр из фильма "Окча". Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля

Картину, как ни странно, считают одной из претенденток на призы. Но глава жюри Педро Альмодовар уже заявил, что ни за что не даст Золотую пальмовую ветвь фильму, не предназначенному для большого экрана.

Сказано в Канне

По сюжету фильма "Нелюбовь", когда 12-летний сын исчез, родители обратились к добровольному поисково-спасательному отряду. На пресс-конференции спросили, действительно ли в России существуют волонтеры.

Звягинцев: Да, есть большая организация волонтеров - отряд "Лиза Алерт"; только в Москве она объединяет около тысячи человек. Эти люди в свободное от работы время бесплатно заняты поисками пропавших. Мы с ними сотрудничали, они нас консультировали и предоставили свою технику, в ответ мы передали им в дар обмундирование поисковиков. Удивительные люди, энтузиасты, подвижники и герои. Именно они мне сообщили, что по всей России ежедневно пропадает количество людей, сравнимое с числом пассажиров "Боинга". В 2016 году 6,5 тысячи людей пропали без вести - около 80 процентов волонтеры нашли. Сам замысел нашего фильма родился потому, что мы случайно узнали об их деятельности.