О назревшей проблеме рассказал замруководителя Пробирной палаты Дмитрий Замышляев. По мнению участников рынка, методы запретов малоэффективны, скорее, нужно пробовать легализовать интернет-магазины. На спецучете в Пробирной палате (аналог "лицензии") в первом квартале этого года стояла всего тысяча ювелирных интернет-магазинов, говорит Замышляев. При этом юрлиц, работающих в рознице, - 20 тысяч, а если подсчитать все филиалы - то 60 тысяч.
В 2015 году интернет-продажи в целом по России составили один процент от общего объема торговли, в ювелирной сфере - около трех процентов, говорит гендиректор Гильдии ювелиров РФ Эдуард Уткин. Руководитель Пробирной палаты Александр Маркин считает, что за счет развития интернет-торговли оборот отрасли может вырасти, по самым скромным оценкам, на десять процентов. Можно рассчитывать и на большее, но основная проблема - логистическая: большая территория страны, низкая плотность населения и при этом дорогой товар.
Более 60 миллионов россиян живут в небольших городах, где мало ювелирных магазинов. Компании не рвутся туда, так как экономически это не самая выгодная затея, даже учитывая высокий спрос. В итоге сети развивают интернет-торговлю, и местами доля дистанционных продаж доходит до 30 процентов, говорит замгендиректора сети "585/Золотой" Алексей Кормило. По его словам, лишь один из ста человек не находит интересное украшение в каталоге, но каждый десятый отказывается от покупки, так как магазин физически не может доставить товар.
Примечательно, что в крупных городах покупатель ценит сэкономленное время, тогда как житель глубинки готов ждать товар долго, но денег платит не меньше, говорит Кормило. По его словам, доставка обычно составляет до десяти процентов от стоимости заказа. При среднем чеке от девяти тысяч рублей до 15 тысяч, как правило, курьер обходится в 1000-1100 рублей, добавляет Уткин. Но наценка в интернет-магазинах ниже в четыре раза, чем в рознице, так как продавец не несет дополнительных трат, например, на аренду помещения.
30 процентов покупателей решают сразу оплатить заказ, остальные ждут курьера и расплачиваются по факту, говорит Кормило. Причина в том, что нет гарантии - "доедет" изделие или нет, не окажется ли оно бракованным, будет ли соответствовать картинке, поясняет Уткин. Порой спокойнее купить драгоценности в соседнем магазине, куда всегда можно вернуться и сдать плохой товар, в то время как интернет-торговец может не соблюсти гарантийные обязательства.
Покупателя часто страшит и сам факт безналичной оплаты: вдруг деньги "зависнут" и он останется и без них, и без покупки? Снять риск можно введением банковского аккредитива, считает Уткин. Так, покупатель вносит залог по карте, и он доходит до поставщика только после того, как заказчик подтвердит получение товара и отсутствие к нему претензий. Такую схему используют международные компании.
По мнению участников рынка, некоторые торговцы сами создают риски, например, открывая мастерскую в обычной квартире и изготавливая украшения на заказ, они отправляют товар почтой, не указывая, что это посылка с изделием из драгоценных металлов и камней. Причина в том, что по закону "Почта России" не имеет права доставлять подобные заказы - эти обязанности возложены на Спецсвязь РФ (такую возможность еще имеют курьерские службы типа "СПСР-экспресс" и "Пони-экспресс").
Некоторые продавцы пишут на бандероли, что в ней бижутерия. Для поставщика и клиента такой ход экономит деньги, но не отменяет факт нарушения закона. Поэтому "Почта России" предлагает разрешить ей работать с изделиями из драгметаллов и камней. Но этого мало для развития интернет-торговли: нужно публиковать регистрационные номера магазинов на сайте Пробирной палаты и запретить их рекламу в Сети, если торговцы не указывают номер, говорит Уткин.
Для добросовестных магазинов, которые сталкиваются с "потребительским терроризмом", тоже есть решение. Речь о ситуациях, когда покупку в Сети оплатил один человек, а получил другой. Курьер не проверяет по паспорту, кто расписывается за товар, а зря: находятся мошенники, которые делают заказы на суммы от ста тысяч рублей и в итоге остаются при деньгах и при товаре.
В случаях, когда курьеры или сотрудники складов еще перед вручением товара потребителю нарушают целостность упаковки или крадут часть заказа, помочь может введение специальной гарантийной ленты. Тогда можно будет точно установить, кто виноват в сломанном замке на цепочке или в отсутствии вставки-камня в кольце, заключил Уткин.