Валерий Тодоровский: Минск очень удобный для кино город
Съемки "Большого" проходили в Москве и Минске. Белорусская столица для Тодоровского - второй дом. На Беларусьфильме находится его студия. В 1998 году он получил в Минске Гран-при за "Страну глухих", снимал "Стиляг" и "Оттепель". В 2014-м возглавлял жюри Минского международного кинофестиваля "Лiстапад". Продюсерская работа Валерия Тодоровского заслуживает особого внимания. В его послужном списке такой шедевр, как "Каменская", снятый на Беларусьфильме...
Валерий Петрович, почему вы снимаете в Беларуси?
Валерий Тодоровский: Минск очень удобный для кино город. Когда мы снимали "Стиляг", то перекрыли проспект Независимости в центре столицы. В Москве такое невозможно.
У вас даже кабинет есть на Беларусьфильме.
Валерий Тодоровский: Беларусьфильм - работающая студия с хорошими и профессиональными людьми. Минск - это возможность сбежать из Москвы, от шума и суеты. В Минске я снимал "Любовника" с Олегом Янковским в главной роли, "Стиляг", "Оттепель".
Как проходил отбор для "Большого"?
Валерий Тодоровский: Главные роли достались Маргарите Симоновой из варшавского "Большого театра Национальной оперы" и Анне Исаевой из Москвы. Одну из ролей в картине исполнил французский артист балета, хореограф Николя Ле Риш. Кроме того, в ленте снялись Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина и Александр Домогаров. 82-летняя Алиса Фрейндлих специально брала уроки балетного мастерства в Мариинке, сыграла строгую наставницу. Кастингом артистов занималась Татьяна Талькова (вдова Игоря Талькова. - Прим. авт.). В кастинге главное не лениться. История с утверждением на роль тянется иногда месяцами. Аню Исаеву утверждали 9 месяцев. За это время она расслабилась и открылась. Тут важно слушать внутренний голос. Феллини, когда запускался с фильмом, давал объявление в газете. К нему приходили с улицы старики, дети. Кастинг дает возможность увидеть разных людей. Это один из счастливых процессов.
Но в "Большом" у вас мало профессиональных артистов.
Валерий Тодоровский: Драматические актеры так не сыграют балетных артистов, поэтому мы искали актрис среди балерин. Например, сыгравшая героиню в детстве - член сборной по гимнастике. Она может в узел завязываться. Гимнастки не знают слово усталость, но у них другое тело, чем у балерины.
"Большой" - это фильм про академическую школу. Фильм современный, не исторический. Смотрели ли вы фильмы о балете?
Валерий Тодоровский: Фильмов про балет не так уж много. Я люблю "Черный лебедь", но это триллер. Был фильм с Барышниковым. Сейчас снимает Рейф Файнс о Нуриеве. Он его знал. У него играет Чулпан Хаматова, учится танцевать. Однажды за кулисами я увидел, как девочки переодеваются в пачки и превращаются в лебедей. Вот об этом я хотел снять фильм: о превращении девочек в лебедей. Большой балет - это не только золото лож. Фильм про мальчиков и девочек, которые приходят в этот мир и проживают в нем кусок своей жизни, может быть, чтобы 10 минут потанцевать на сцене. И только сняв этот фильм, я понял, что люблю балет.
Как проходили съемки?
Валерий Тодоровский: Большой театр - самодостаточный. Ему не нужна реклама. Название "Большой" - международный бренд. К нам отнеслись настороженно. Театр все время занят. И то, что удалось поснимать в его стенах, счастье. В Большом и прошла премьера "Большого". Кстати, первая премьера на сцене этого театра была фильма "Броненосец "Потемкин".
Вы будете снимать второй сезон "Оттепели"?
Валерий Тодоровский: Чтобы сделать второй сезон "Оттепели", мне надо год просидеть над сценарием. "Оттепель" была моим авторским проектом, мне дали карт-бланш, и это сработало.
Ваш отец - командир минометного взвода 1-го Белорусского фронта - умер, не завершив фильм о войне "Встреча на Эльбе". Фильм завершила его вдова Мира Тодоровская, а вы ей помогали. Знаю, что вашей маме для этого понадобилось продать квартиру. Этот поступок вызывает уважение.
Валерий Тодоровский: На Эльбе отец закончил войну. Ему был 21 год, когда он стал комендантом, правда, другого городка. Волею судеб мама стала режиссером. Хотя прежде снимала картину "Жена Сталина". В фильме звучит музыка Петра Тодоровского. Стилизовал музыку Алексей Айги. В финале на экране появляется сам Петр Тодоровский со всеми военными регалиями. Помимо двадцатилетних актеров снималась Ирина Пегова, сын покойного Андрея Краско и польской актрисы Мириам Александрович, внук актера Ивана Краско - Ян Краско.
Но главное: удалось сохранить интонацию Петра Тодоровского. Если бы он сам снимал фильм, наверное, так бы и снял.